Новой премьере Запорожского муниципального театра-лаборатории “Vie”, пластическому спектаклю “Из тишины…” можно только порадоваться. Эта премьера того заслуживает. Она являет собой неплохой пример танца модерн, который, наконец-то, добрался и до наших палестин.
Спектакль поставила Татьяна Проскуркина, работают в нем десять актеров из “Vie”, среди которых – ни одного профессионального танцовщика. У Татьяны есть своя танцевальная студия, созданная ею же. “Мы занимаемся современной хореографией, у нас огромное количество направлений, чтобы каждый мог найти свой танец”, – говорит начинающий хореограф.
На вопрос о смысле увиденного в спектакле Татьяна ответила: “Нам просто хотелось поговорить своим телом, раскрыть свое тело. Мы просто почувствовали, что нам есть, что сказать, и захотели “начать разговор из тишины”.
Спектакль открывает перфоманс в фойе театра с участием самой Татьяны. Затем действие переносится на сцену. Все пять пар, занятые в представлении, спускаются из-под колосников на полотнах, исполняя при этом различные акробатические фигуры. Тех, кто часто бывает в цирке, подобным не удивишь. Там все это происходит под самым куполом в головокружительном темпе, так что у зрителей зашкаливает адреналин. Но и здесь впечатляет, хотя высота, конечно, поменьше и трюки не такие сложные.
Акробатика – одна из главных составляющих танца модерн, поэтому актеры демонстрируют нам различные уровни владения собственным телом. Правда, высокие поддержки и прыжки они еще не освоили. В танце модерн может прослеживаться определенный сюжет. Обычно он нечеткий, каждый волен додумывать свое. И у зрителей возникают свои ассоциации, когда в центре внимания оказывается артист с африканскими косичками, ассирийской бородкой, расписанный под Хохлому и Петрикивку, в одном флаконе. Вот такая иллюстрация к истории танца модерн. На заре создания основ этого танца, где-то в конце позапрошлого столетия, стали использовать в постановках индийские, африканские, восточные мотивы. Отсюда и Африка с Ассирией в спектакле. Индия представлена широкими юбками, которые надевают все без исключения актеры. Все это зрители воспринимают спокойно и с пониманием.
Татьяна потом призналась, что была готова к самой неожиданной, неадекватной реакции зала: “Могли улыбаться, чем-то бросить в нас, могли встать и уйти”. Но ничего такого не произошло. Зрители воспринимают спектакль на основах танца модерн весьма благосклонно. Наверное, все мы устали от барабанного боя, громких фраз, обвинений и призывов. Поэтому “Из тишины…” – самое то для ушей, истерзанных воплями повседневности.