Как сделать первые дни, недели и месяцы в школе счастливыми для вашего первоклассника? Рекомендации дает Светлана Ройз, семейный психолог, автор книги «Практическое ребенковедение».
Вопрос о мотивации
Мотивация у ребенка бывает игровой – детка идет в школу играть. И играет он по своим правилам. Если он устал от игры – все сидим за партой – он встает посреди урока и начинает бродить, говорить или кушать. Такой ребенок берет с собой в школу много игрушек. Мотивация ребенка может «дозреть», но первое время важно терпение и творческий потенциал родителей, чтобы ребенок не решил «выйти из игры».
Мотивация социальная – ребенок идет в школу дружить. И он больше будет болтать и тусить. Ему важно помочь построить отношения, и такой ребенок может отказываться учиться, говоря «со мной никто не дружит».
Мотивация достижений – я иду в школу за «12-тками». В первом классе оценок не ставят. И всегда учиться на 12 баллов невозможно. Такой малыш может, если мы не «дадим ему разрешение» быть разным, если мы позволим не оправдывать наши амбиции, превратиться в перфекциониста и невротика.
Мотивация учебная – зрелая. Когда ребенок идет учиться – так тоже бывает.
Дисциплина и режим
Первые две недели малыш очень устает – новый режим, общее напряжение семьи, привыкание к новым отношениям, новая непривычная нагрузка… Пожалуйста, заботьтесь о том, чтобы он мог выбегаться после школы или просто выспаться. Многие первоклашки становятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми первые школьные недели – это нормально.
Доли мозга, которые отвечают за удержание ребенка в одной позе, включаются в работу после 7 лет. Малыши не могут быть усидчивыми, не бегать на переменах, не проявлять активность. Если учителям не хватает знаний дать детям возможность разрядки, хотя бы не ругайте их за состояние «волчка» дома. Пусть после школы, если хотят, бегают, прыгают на батуте и проч.
Только после 7 лет многие детки могут ощущать себя частью системы, подчиняться ее правилам. Многие малыши не реагируют, пока к ним лично не обратятся: «Машенька, открой тетрадь». Поэтому дома важно играть в школу, проигрывать с игрушками возможные ситуации. (Учителя рассказывают, что часть первоклашек на слова: «Дети, откройте книгу», не реагируют. Говоря: «Я не детя, я Саша»).
Если ребенок – единственный ребенок в семье или он не был в садике, он не привык к шуму, постоянному присутствию других рядом, прикосновениям. Он может сильнее уставать и жаловаться на то, что его обижают (прикосновения других он может расценивать как агрессию). С таким деткой почаще нужно играть в контактные, телесные игры. Он может после школы быть как чрезмерно активным, так и очень вялым.
Если учительница очень отличается по психотипу, эмоциональным реакциям, телосложению, громкости голоса от мамы и близких женщин, ребенок может ее бояться. Ребенку важно говорить: «Учительница говорит громко не потому, что сердится, а потому что хочет, чтоб ее все услышали». И дома важно играть в шумелки.
Для того, чтобы деткам облегчить адаптацию, лучше в первые недели сентября устраивать встречи одноклассников в игровых центрах, пикниках, приглашать в гости. Чем быстрее они познакомятся, тем быстрее будут сосредотачиваться на учебе.
Каждый понедельник ребенка может быть сложнее «оторвать от себя» (кстати, это касается и малышей, которые адаптируются к садику). Называется это – синдром понедельника. После близости с родителями в выходные сложно идти в чужую среду. В утро понедельника замедляем темп, расстаемся, обнимаясь, с собой ребенку даем частичку себя – браслет, значок, кулон.
Вы должны точно знать, что ваш ребенок знает, где школьный туалет, умеет им пользоваться, знает, как попроситься. Много школьных неврозов связано с туалетными сложностями. Если я трачу силы на то, чтобы что-то удержать, мне не до приема новой информации.
После школы
Первые школьные недели вся семья задает ребенку вопрос: «Ну как?!» Запомните, о школе либо хорошо, либо ничего. Так же и в присутствии ребенка об учителе. Если есть ситуация, в которой ребенку небезопасно, ребенок должен знать, что в мире вы за него всем открутите голову. Но дома он свою воспитательную дозу получит.
Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка. К сожалению, не все учителя адекватны. Психологическую травму получает в большей степени тот ребенок, который наблюдает, как на его одноклассника учитель кричит или унижает. Слушайте, что ребенок рассказывает, во что играет.
Родителей первоклашек ждет еще одно испытание – перефокусировка авторитетности. Раньше детка слушалась и воспринимала как истинную информацию от папы и мамы, сейчас в речи ребенка появятся фразы типа: «А Марья Ивановна сказала по-другому. Ты не прав».
В первом классе не должны задавать домашнее задание. Но если оно все же есть, с каждым днем сокращаем свое присутствие в делании уроков.
Для очень чувствительных, обидчивых деток, особенно, если из фамилии легко сделать «дразнилку» – для того, чтобы «сделать прививку» против обид – дома придумываем вместе разные прозвища, которые можно сделать из фамилии.
Для деток-негативистов, которые привыкли фиксировать внимание только на плохом, после школы задаем вопрос: «Что было хорошего?» Если ребенку сложно, вначале отвечать на этот вопрос начинают взрослые.
Вечером можно поиграть в игру – что было за день плохого (сложного) и что было за день хорошего.
Желательно в конце первой недели устроить домашний праздник.
Для профилактики болезней, усталости, сопротивления один раз в три недели можно непедагогично с разрешения учителя прогулять школу. Чтобы ребенок мог сбить темп и чтобы его тело не включало режим «психосоматики».
Желательно первые 3 недели учебного года не нагружать ребенка дополнительными новыми кружками и секциями.