Многие запорожцы помнят времена, когда в разные города можно было быстро и с удовольствием добраться по Днепру на «Ракетах» и «Метеорах». Например, в Херсон катер мог домчать вас всего за семь часов, в то время, как ночной поезд по запорожско-херсонской степи шел больше девяти часов. С годами водный транспорт пришел в упадок. Но в последнее время в некоторых городах власти и бизнес смогли возродить эту отрасль. Депутат Запорожского городского совета Игорь Чумаченко предложил и в Запорожье возродить водный транспорт, чтобы запорожцы имели возможность ездить в другие города быстро и дешево
– Почему вы решили заняться проблемой водного транспорта?
– Во-первых, это самый дешевый вид грузо- и пассажироперевозок. Сейчас «Укразалізниця» фактически является монополистом, и поэтому может устанавливать «правила игры». На этот год, в частности, уже анонсированы повышения стоимости проезда пассажиров в поездах и перевозки грузов. И ничего не сделаешь: придется платить, хотя многие знают, как «комфортно» ездить в старых вагонах без кондиционеров и вентиляции. Во-вторых, водный транспорт – экологически безопасный. Украина присоединилась к европейским программам по защите окружающей среды, и возобновление работы водного транспорта улучшит экологическую ситуацию в стране. Кроме того, путешествия по воде могут быть интересны туристам, которые в постсоветские времена часто именно приплывали в наш город на пароходах, а не приезжали на автобусах. Так что причины появления моего обращения просты…
– В Украине немало рек, Запорожье стоит на реке, но наша уникальная природная особенность не используется почему-то…
– На сегодня в Украине возможности водного транспорта используются всего на 6%! Всего за годы Независимости уровень перевозок по рекам уменьшился в 40 раз. Этому есть определенные объяснения, как то устаревшая техника, отсутствие системной госполитики и многое другое. В стране зарегистрированы два законопроекта по возрождению водного транспорта, министр инфраструктуры даже заявлял о том, что пришло время включить реку Днепр в европейскую сеть речного транспорта. Но дальше этого дело не сдвинулось… А ведь под лежачий камень вода не течет – даже вода днепровская. И если мы хотим помочь сэкономить запорожцам на путешествиях и транспортировке грузов, привлечь инвесторов, обеспечить еще один путь развития нашей малой родины, то нужно самим поднимать вопрос возрождения водного транспорта в Запорожье.
– Каким образом? Ведь техника устарела, а то и распродана, причалы тоже, наверное, пришли в негодность…
– Я часто езжу по делам по разным районам нашей области и точно знаю, что у нас есть нормальные причалы – и немало! В Запорожье – порт, кстати, он на первом месте в Украине по протяженности причала, речной вокзал, в селе Беленькое в 20 километрах от города, в Каменко-Днепровской, Энергодаре и так далее. Также в нашем регионе работает предприятие «Нибулон», которое занимается как грузоперевозками по Днепру, так и понемногу запускает пассажирский водный транспорт. И если жители Одессы имеют возможность совершать поездки на «Ракетах» дешево и быстро, то чем запорожцы хуже? Поэтому я и подготовил обращение к Президенту, Верховной Раде и Кабмину Украины по поводу утверждения новой программы «Речной транспорт г. Запорожья». Поскольку даже на уровне горсовета большинства голосов это предложение не набрало, планирую его несколько изменить, включив наш город во всеукраинскую программу «О внутреннем водном транспорте Украины».
– Вопрос: захочет ли правительство заниматься этим вопросом?
– Если государство не захочет или не сможет заняться возрождением водного транспорта, то мы, представители местной власти, все равно продолжим искать пути решения этой проблемы, привлекать инвесторов, рассматривать вопрос заимствования средств из Международного банка (ЕБРР) на осуществление этой программы. И продолжим «стучать во все двери», чтобы Запорожье включили в Программу возобновления водного транспорта. Ведь появление водных пассажироперевозок в нашем городе позволит запорожцам путешествовать экологически чистым, удобным и бюджетным транспортом, простимулирует развитие экономики региона и страны, поможет увеличить туристическую привлекательность Запорожья.
– Думаете, на следующей сессии Запорожского городского совета депутаты прислушаются к вашему предложению?
– Думаю, да. Я предоставлю статистику и примеры о существующих законопроектах, о механизме реализации этих законов, экономические выкладки о преимуществах водных пассажироперевозок. Надеюсь, коллеги-депутаты меня поддержат.