Не Лондоном единым
Вот с него и начнем. В Лондоне в 2000 году открыли Мост тысячелетия, попавший даже в какой-то из фильмов о Гарри Поттере. Мост пешеходный – длиной 370 метров, но шириной всего четыре метра. Открывала его после 14-месячного строительства королева Елизавета II, но спустя два дня после церемонии мост закрыли на 19 месяцев. Дело в том, что при проектных 2000 пешеходах, одновременно пребывающих на мосту, он начинал сильно расшатываться. Из-за обычных в таких случаях резонансных явлений при ходьбе армейским строевым шагом по мостам… Пришлось доработать сооружение специальными демпфирующими устройствами и, соответственно, лишить его подобного недостатка. Из-за этого стоимость проекта возросла примерно до 40 млн. долларов.
Но Лондонский мост – это так, забава, а настоящее произведение инженерного искусства – это тоже пешеходный Мост тысячелетия, но в Гейтсхеде на северо-востоке Англии. В 1996 году местный совет этого 76-тысячного городка решил прославиться и объявил конкурс на оригинальный мост. Конкурс выиграли архитекторы Эйр и Уилкинсон, а в 1999 году нашлись и 40 миллионов долларов на строительство.
Несмотря на то, что через реку Тайн к более населенному Ньюкаслу (270 тысяч) из Гейтсхеда проложен с десяток других мостов, Мост тысячелетия народу понравился. И на его открытии присутствовали 350 тысяч людей. В аккурат полное население обоих городов вместе взятое.
Встреча на Эльбе
Если у нас все пассажирское сообщение только сворачивается (а речное и вовсе угроблено), то в Европе, похоже, не только самолеты, скоростные поезда, автобусы, но и речные суда находят себе самое широкое применение. Оказывается, если не видеть в пассажире лишь врага и средство личного обогащения, то все ездят и все платят за проезд вполне приемлемую по местным меркам плату. При этом речной транспорт традиционно САМЫЙ дешевый. Поэтому вся Европа не только изрыта каналами для сквозного движения между, например, Рейном, Эльбой и Дунаем, но и уставлена весьма оригинальными мостами. Самый большой из них – Магдебургский водный мост в Германии.
Представьте себе мост над немалой европейской рекой Эльбой. По мосту неспешно двигаются… самоходные баржи и прогулочные катера. Такой мост начал строить еще Гитлер в 1930-е годы, но в 1942 году война пошла “не так”, и строительство остановили. ГДР и ФРГ тоже смотрели друг на друга сквозь ружейный прицел, поэтому было не до водного моста через пограничную Эльбу. И только после германского единения нашлись 500 миллионов долларов, с помощью которых после шестилетнего строительства мост длиной 918 метров (228 метров – над водой) возвели в 2003 году.
Тут необходимы некоторые объяснения. Эльба летом мелеет, вдобавок она извилиста и т.д. Гонять суда по такой реке сложно, поэтому построены два канала, Эльба-Хафель и Среднегерманский канал, и вот их соединил между собой упомянутый Магдебургский водный мост (это – мост-канал, по которому ходят суда). Его глубина – 4,25 метра, ширина русла – 34 метра, что позволяет пропускать суда водоизмещением свыше 1000 тонн. Да, над землей мост возвышается на 10 метров, а над водой – на все двенадцать. Теперь баржи и прогулочные суда из Берлина могут запросто попасть в порты на Рейне. Правда, для этого была проделана очень большая работа, в частности, для спуска судов в канал Эльба-Хафель был построен двойной шлюз. На другом конце моста построен судоподъемник Ротензее, который используется для спуска судов в Среднегерманский канал.
Красиво жить не запретишь
Самый высокий в мире мост построили французы. Строго говоря, это не совсем мост, а виадук Милло или Мийо на пути из Парижа в Безье. Последний – это небольшой город у Средиземного моря на полпути от Марселя до испанской Барселоны.
Вот некоторые характеристики моста Мийо (он формально перекинут над небольшой рекой Тарн): длина – 2460 метров, ширина – 32 метра. А дальше самое интересное. Проезжая часть моста возвышается над рекой на 270 метров! Одна из башен моста имеет высоту 343 метра, а это выше, чем Эйфелева башня в Париже, и всего на 40 метров ниже, чем некогда самый высокий небоскреб Нью-Йорка Эмпайр-стейт-билдинг.
Строго говоря, в мире есть два моста, превышающие показатели виадука Мийо. Это – мост в Китае через реку Сыдухе в провинции Хубэй. Он проложен через ущелье глубиной 472 метра. Однако его опоры и пилон построены не на дне ущелья, а на прилегающих возвышенностях.
Американцы и себе построили высотный Королевский мост в штате Колорадо. Высота его дорожного покрытия 321 метр. Но мост этот пешеходный, и только иногда по нему проезжают автомобили. Мост же Мийо – полнофункциональный, к тому же на скоростной трассе. В частности, он пропускает от 10 до 25 тысяч автомобилей в сутки. Проезд за деньги: зимой – 4 евро, летом – 7. Французские курортники, следующие (внимание!) не на Лазурный берег Франции, а чаще в Испанию – платят такие деньги без запинки.
Да, о сроках строительства и потраченных деньгах. Мост Мийо строили три года (восемь пролетов и семь опор) и потратили из французской казны 400 миллионов евро.
Богато жить не запретишь
Мы чуть выше сообщили читателю, что китайцам не зачли их самый высокий в мире мост. Они решили реабилитироваться тем, что другие просто не осилят, и построили самый длинный в мире мост… через океан. Вернее, сразу два моста. Итак, мост Ханджоу. Он немного южнее Шанхая, и даже на карте мира можно увидеть залив, который пересекает это грандиозное строение. Длина моста – 36 километров.
“Залив Ханчжоувань – залив в Восточно-Китайском море, где наблюдается одно из естественных чудес Китая – речной поток Цяньтан, создающий быстрые водные течения и большие волны. Область также склонна к частым тайфунам. Эти факторы усложнили задание для проектировщиков, разработка проекта и плана строительства была завершена только после девяти лет консультаций и более чем 120 технических исследований, в которых участвовали более 700 экспертов во всем мире”. (lifeglobe.net).
В 2003 году строительство начали, а в 2008-м – закончили. Вот еще некоторые характеристики моста Ханджоу: “Проект удерживаемого тросами моста был выбран, так как его посчитали лучшим для противостояния неблагоприятным условиям, разнонаправленным потокам, высоким волнам и геологическим условиям участка. Конструкция моста была также разработана в соответствии с сейсмическими критериями и сохраняет целостность моста в условиях землетрясения до семи баллов по шкале Рихтера. 36-километровый мост имеет шесть полос, по 3,75 метра каждая, три в каждом направлении. Полная ширина моста составит 33 метра. Разработанный на 100 лет службы, мост высотой 62 метра позволяет контейнеровозам четвертого и пятого поколения пройти под его сводами. Общая длина троса, используемого в проекте, составит 32,2 км”.
Постараемся обратить внимание читателя на некоторые моменты сказанного выше. Тайфун – это ураганный боковой ветер и очень сильная волна, кроме того, здесь существует угроза землетрясения и цунами. Но вот о чем не сказано, так это об агрессивной среде практически открытого океана, которая разъедает сталь, как паклю. Конструкторы не только продумали грамотную систему обслуживания канатного хозяйства (чтобы без подвигов!) и покраски внешних стальных конструкций, но и обеспечили откачку воздуха из всех пустот. Там практически создан вакуум, и, соответственно, нет места ржавчине…
Да, примерно посередине моста находится остров отдыха для водителей площадью 10000 квадратных метров. Здесь обеспечен полный объем услуг, включая гостиницы, рестораны, бензозаправочные станции и смотровую площадку. Остров популярен среди туристов, которые любят наблюдать за знаменитым речным потоком. Остров обслуживания полностью построен на пирсе (т. е. сваях), чтобы избежать разрушения. Он также оснащен новейшими системами безопасности и мониторинга.
И последнее. Стоимость проекта потянула на 2,3 млрд. долларов. Пересчитайте в гривны и удивитесь…
И еще одно достижение китайских конструкторов и строителей. Это мост Циндао (возле одноименного города) через залив. Длина моста – 42,5 километра, а вот его стоимость достигла примерно 11 млрд. долларов. Мост обеспечивает ежесуточный проезд 30 тысяч автомобилей. Он состоит из 5200 опор. Сооружение выдержит 8-балльное землетрясение и удар судна водоизмещением до 300000 тонн. Да, строили мост четыре года – с 2007 по 2001 год… Добавим для тех, кто будет искать Циндао на карте – это почти трехмиллионный город-порт на берегу Тихого океана, примерно в 550 километрах на юго-восток от столицы Пекина.
И еще – наши китайские друзья утверждают, что на подходе новый самый длинный мост – длиной 49,6 километра на пути из Макао на Гонконг. Но вот когда его построят (начали в 2009 году – значит, вот-вот и сдадут), тогда мы о нем и напишем…
А пока смахнем скупую мужскую слезу и сделаем некоторые выводы. Если англичане, у которых все давно обустроено, лишь в игрушки (и с мостами тоже) играют, то бережливые немцы интенсивно считают деньги. Поэтому не жалеют их на каналы, мосты и водный транспорт, дешевле которого в эксплуатации нет ничего. Что касается французов, то они, почти как немцы, бережливы (обычно летом в районе Мийо стояли многокилометровые пробки), но амбициозны, как китайцы. Последние усиленными темпами тратят сегодня свои доллары. И почему бы не на мосты, которые превращают извилистую береговую линию прибрежных морей Тихого океана в почти прямую линию. Имеют, как говорится, право…