Спектакль “1830” (постановщик – Виктор Попов) на сегодня, без сомнения, лучший спектакль театра им. В. Магара и может перекрыть по накалу творчества многие постановки заезжих антреприз. Виктор Попов выступил и в роли автора инсценировки, сценография – заслуженный деятель искусств Украины Валентин Слонов, художник по костюмам – Ирина Кохан, музыкальное и шумовое оформление – Александр Сурженко, Виктор Попов, художник видеопроекции – Геннадий Лещенко.
Собственно спектакль начинается с того, на чем роман Стендаля завершается – суд, казнь Жюльена Сореля, революционные события, в центр которых попадают Луиза де Реналь и Матильда де Ла-Моль, объединенные общим горем. В общем, смерть – еще не конец.
Как известно, любой спектакль можно сделать “о чем угодно”. Ту же “Анну Каренину” можно поставить о феминизме, а можно – о проблемах безопасности на железной дороге. И в обоих случаях может получиться актуальный шедевр. А может ничего не получиться. Так вот, “1830” – спектакль, который получился. И можно только поблагодарить Виктора Попова за верность собственному театральному стилю. О чем он делал спектакль? Наверное, о самолюбии, о болезненном самолюбии в том числе, о гнили, которая накопилась в на первый взгляд изысканном обществе, о том, что терпение не бесконечно, о социальных взрывах и их печальных результатах (и для тех, кто их провоцирует, и для тех, кто их осуществляет)… Нам в нашем 2012 есть резон поразмышлять над революциями, в том числе и о той, что была в 1830 году. Очевидно, и о многом другом. Единственное, в чем можно упрекнуть постановщика – в многоплановости посылов.
Отдельно хотелось бы сказать об исполнителе роли Сореля Михаиле Савицком. Так случилось, что мне довелось видеть его первые, еще подростковые шаги на сцене. Теперь я могу только гордиться этим фактом – в нашем театре вырос замечательный актер, “на которого” будет ходить публика.
– Михаил – очень сильный актер, – отметил Виктор Попов. – Ровно работает весь спектакль, он на сцене постоянно, а это нелегкое напряжение.
Можно отметить и тот положительный факт, что (на взгляд из зрительного зала) всем актерам, задействованным в спектакле, просто интересно работать, играть.
Отдельно можно сказать и об оформлении спектакля – очень органичная картина получилась. Даже “Свобода на баррикадах” Эжена Делакруа, написанная в том же 1830, знак эпохи, который использовался многократно, выглядела не пафосно, а как раз к месту. Интересно использовано пространство сцены, разделенное на два яруса, есть даже элементы театра теней.
Завершается инсценировка “Красного и черного”, ни много, ни мало, песней-мечтой о новом мире. Текст песни написала и спела актриса театра Екатерина Стаценко, аранжировку “Марсельезы” в спектакле сделал запорожский музыкант Юрий Крюков. Как сказал постановщик, публика должна покидать театр в состоянии гармонии. Так в финале и случилось.