Об этом заявил Запорожский городской голова Владимир Буряк в интервью журналистам городских СМИ. В ходе беседы были подняты темы, связанные с решениями последней сессии горсовета, состоянием бюджета Запорожья, ситуацией с уборкой городских улиц, безопасностью еработы пассажирского транспорта и другие. Кроме того, Владимир Буряк поделился своими наблюдениями динамики развития взаимоотношений центральной и местной власти – что врезультате получит Запорожье и запорожцы.

– Владимир Викторович, если говорить о прошедшей сессии – то какие самые главные вопросы из рассмотренных смогли бы назвать?

– Считаю, что неважных вопросов на сессии вообще не бывает. Безусловно, присутствуют определенные политические заявления партий. Есть и популитские решения – те, которые выносятся без соответствующей бюджетной проработки. Один из них – вопрос об охране школ: сам проект решения в принципе правильный. Сегодня криминогенная ситуация в стране и городе достаточно серьезная – и об этом в сессионном зале докладывали начальники трех местных прокуратур. Вся общественность обеспокоена безопасностью детей. Ее необходимо обеспечить. Но это требует материальных затрат – а в проекте решения не предусмотрены источники финансирования, его объемы и временные рамки охраны.

Необходимо помнить о том, что сессия горсовета принимает не законы, а жизненно важные для города решения, которых ждут жители. За этим они обращаются в исполком, к депутатам.

– Порой слышим разговоры о том, что мы, мол, неправильно планируем бюджет…

– Бюджет был запланирован в декабре – но ведь жизнь не стоит на месте. Да, мы знали о том, что будет Постановление Кабмина об увеличении показателя средней заработной платы при расчете проектно-сметной документации. Но мы не думали, что из 3400 гривен это превратится в 5200! А это не только время на перерасчет проектов. Это, прежде всего, уменьшение выделенных средств по тому или иному проекту. Поэтому из 150 проектов по благоустройству пришлось выбирать первые десять-одиннадцать, которые были начаты в прошлом и должны быть завершены в этом году.

А после того, как по результатам первого полугодия мы поймем, есть ли у нас выполнение или перевыполнение бюджета – приступим ко второй очереди проектов. Ведь сегодня бюджет у нас дефицитный. И если бы принимали его «ноль-в ноль», то не имели бы бюджета развития, либо он составлял бы каких-то 500 тысяч вместо сегодняшних 1,6 миллиарда гривен.

– Одним из последних решений стало увеличение выплат воспитателям детских дошкольных учреждений…

– По закону мы имеем право поднять им зарплату на два разряда лишь с 1 сентября. Но кто задумывался, что принимая подобные законы, происходит деление людей на «категории»? Мол, учителя в школе – выше. И субвенции из госбюджета в этом году распространяются только на них. А что делать с другими – с теми же техническими работниками? Поэтому нами и было принято соответствующее решение. Но для этого необходимо было просчитать, сколько это стоит, имеются ли такие возможности в бюджете. А ведь до конца года сумма составила бы свыше 60 миллионов гривен. Было принято правильное промежуточное решение: в апреле работники дошкольных учреждений получат зарплату на два разряда выше. А в это время исполком будет пересматривать действующие программы, искать необходимую сумму.

Если рассмотреть выполнение бюджета города, то стоит отметить, что мы идем с плюсом – хоть и небольшим. И если данная тенденция сохраниться, то могу прогнозировать, что за полугодие перевыполнение составит около 165 миллионов гривен. А это около половины от запланированного дефицита в 318 миллионов. Поэтому к концу года мы подойдем со сбалансированным бюджетом.

– Городу необходима эффективная комиссия по определению и компенсации убытков в сфере земельных отношений. Какой вы ее видите?

– Комиссия существует с 2013 года. Дебаты разгорелись вокруг темы: являются ли изменения в составе комиссии регуляторным актом. Прошли выборы, и состав следовало поменять, дав комиссии возможность работать. Только не на уровне руководителя департамента либо его заместителя, а на уровне высшего органа громады – депутатского корпуса. Таким образом мы должны обеспечить эффективную работу – в том числе и с теми нерадивыми арендаторами, которые либо вообще не платят, либо платят еще на основании оценки земли, проводившейся в 2008 году. С помощью этой комиссии, земельного управления и департамента коммунальной собственности уже в этом году необходимо завершить полную инвентаризацию всех земель и коммунальной собственности, которая сегодня имеется у громады. И которая либо не используется, либо используется не так, как хотелось бы жителям и городской власти по наполняемости бюджета.

– В свое время вы давали распоряжение по активизации работ по уборке города, наведению порядка на улицах и во дворах. Довольны ли сегодня результатами?

– Нельзя сказать, что полностью доволен. И тут сыграл роль определенный менталитет наших людей: мол, вначале вы что-то сделайте, а уж потом и мы подумаем. В Запорожье множество ресторанов, кафе и магазинов, других небольших предприятий. Ну, вышли бы на улицу, убрали возле себя – и город стал бы чище. А остальное мы уже за счет коммунальных предприятий убираем.

И еще: в прошлом году мы проводили конкурс по выбору подрядчика – не все коммунальные предприятия имеют мощности и трудовые ресурсы, достаточные для того, чтобы накрыть все районы города одновременной уборкой. Было выбрано несколько победителей по разным районам. Кто-то обиделся. А сегодня «обиженному» достаточно просто подать жалобу в Антимонопольный комитет. В результате само проведение конкурса было заторможено – а там уже и бюджетный год завершился. И только сейчас мы вновь проводим конкурс по районам на выбор подрядчика либо субподрядчика.

В процессе уборки города сегодня задействованы все коммунальные предприятия. Создано предприятие «Запорожремсервис», которое обеспечено и техникой, и возможностями. Безусловно, есть обращения горожан о том, что где-то не убрано – стараемся оперативно реагировать.

– Имеются ли уже результаты проверок, связанные с ЧП, которые произошли в последнее время с электротранспортом?

– Результаты пока промежуточные. Но уже сегодня могу сказать, что кто-то безалаберно отнесся к своим обязанностям в плане проведения технического обслуживания. Не может просто так отвалиться со ступицы колесо и отлететь. Не может просто так загораться электропроводка – значит, ее никто не проверял. Выводы сделает комиссия с привлечением специализированных служб города и области. Станет понятно, действительно ли проводился капитальный ремонт шесть лет назад. И если после этого трамвай выработал свой ресурс – почему не провели техосвидетельствование, а выпустили на линию. Эти моменты говорят о том, что технические работники «Запорожэлектротранспорта» где-то не дорабатывают. То же касается и маршруток – поэтому я поручил управлению транспорта проверить техническое состояние подвижного состава.

– Недавно вы вернулись из Киева, где встречались с руководством государства, лидерами других крупных городов. Что реально дают для Запорожья подобные встречи?

– Было заседание Совета регионов под председательством Президента Украины. Рассматривалась общеэкономическая ситуация в стране, обсуждались и темы намеченных реформ в образовании, жарко обсуждалась реформа в медицине – особенно в плане создания госпитальных округов. В 2012 мы приняли так называемую реформу, разделив медицину на три уровня. И сегодня, еще не завершив одну реформу, призываютперейти к другой: укрупнив территории с учетом происходящей децентрализацией, предлагается создание в центре госпитальный округ. В Запорожье, например, на базе 5-й больницы экстренной и скорой помощи, 5-й детской больницы и 9-й больницы планируется создать округ, в который войдут населенные пункты Запорожского, Вольнянского и других районов. И я задаю вопрос: а достаточно ли у нас для этого мощности, персонала, пропускной способности, способны ли за счет имеющейся материально-технической базы оказывать помощь. Сегодня явный недостаток медицинского оборудования – и мы принимаем множество программ по наполнению им наших больниц.

– Как оцениваете уровень влияния Запорожья на внутригосударственную политику, процесс принятия экономических решений на центральном уровне?

– Я вхожу в президиум Ассоциации городов Украины. И из общения с мэрами, которые прошли уже не одну каденцию, вижу, что еще пять лет назад не было такого, чтобы к нам на заседание приезжали премьер-министр, два вице-премьера, министры финансов, здравоохранения, замминистра образования. В этом вижу немалую заслугу Владимира Гройсмана, который две каденции был мэром Винницы: он не только понимает проблемы, но и держит слово. Это я о мостах: пусть не 500 миллионов, как раньше обещали, а 250, которые действительно выделены. И если раньше эти деньги распределялись на Укравтодор, а дальше перераспределялись по областям на дороги, то сегодня в бюджете четко прописано, что эти средства – на мостовой переход через реку Днепр.

Сегодня удалось выстроить действительно диалог, которого раньше не существовало. Мэры высказывают наболевшие проблемы – как на местном, так и на общегосударственном уровне. Например, вопросы по субвенциям. Государство взяло на себя миссию защиты малообеспеченных слоев населения, пообещав субсидию для оплаты коммунальных услуг. Но денег в государстве не хватает. В результате, в Запорожье, долг перед «Нафтогазом» в прошлом месяце составил около 120 миллионов гривен.

Еще один важный момент. Сегодня Ассоциация городов, исходя из имеющихся в каждом городе наработок, выносит предложения в государственный бюджет на будущий год.  И они, пусть не в полном объеме, но учитываются при его составлении.

Что же касается влияния Запорожья, то это и выделение денег на мосты. Главное – это результат на местах. У кого он есть – тому и хочется помочь.

Роман ВЛАДИМИРОВ

Фото Владимира ШЕРЕМЕТА