В конце прошлого года в Киеве школьники из Запорожья заняли все призовые места на Всеукраинской выставке инновационных научно-технических разработок “Будущее Украины”. Все призеры – авторы оригинальных изобретений – являются членами Малой академии наук и учатся в Запорожском техническом лицее. Мы решили поближе познакомиться с юными героями, поскольку уверены, что такое незаурядное событие – “находка” и для журналиста, и для читателей. Так что знакомьтесь с теми, за кем – наше будущее.
Космический лифт
и Большой адронный коллайдер
Ученик 11 класса Саша Козлов занял почетное третье место благодаря тому, что знает, как заставить предметы летать и как сделать мост из воды.
– Мой первый проект называется “ионолет”. Это – конструкция, которая как бы находится в гравитации, летает в воздухе под воздействием большого напряжения, – описывает свои изобретения Саша. – Второй проект – водяной мостик, возникающий между двумя стаканами. Вода из стакана в стакан перетекает сама по себе за счет электростатического напряжения.
– Это очень красивые опыты, Саша на выставке собирал толпы зрителей, – дополняет Светлана Юрьевна Белоус, учитель физики технического лицея, научный руководитель и наставница ребят, кандидат педагогических наук, директор Центра “Одаренность” при КПУ. – Эти открытия нельзя прямо завтра применить практически, но теоретически, благодаря принципу, положенному в ионолет, в будущем можно поднимать в воздух более тяжелые предметы, чем дерево или фольга, как у Саши. Эта конструкция даже близка к воплощению космического лифта, о котором раньше и не мечтали. А благодаря водному мостику мы установили, что у воды действительно изменяется структура и есть память.
Кроме того, Саша Козлов серьезно занимается астрономией. По результатам 2012 года он признан лучшим среди участников ежегодной летней Всеукраинской астрономической школы, что проходит в Крыму.
Третье место с Сашей разделил его одноклассник Илья Литкин, создавший автоматический дефектоскоп – портативную мини-лабораторию с программой, которая оценивает дефекты поверхностей твёрдых материалов.
– Эта программа была написана мною за три дня, – рассказывает Илья. – Но доработка ведётся и по сей день. В моих планах – выпустить новую версию, в которой будут усовершенствованы алгоритмы обработки. Я писал эту программу на заказ декана из ЖГТУ (Житомирский технический университет, – авт.), который собирался использовать её для оценки качества гранитных блоков. После этого я подумал, где ещё можно использовать программу, и стал развивать эту тему.
Еще Илья работает над теорией катастроф, а в июне прошлого года благодаря победе на Всеукраинском конкурсе от Малой академии наук (секция “Теоретическая физика”) съездил в Женеву с делегацией лучших юных ученых-школьников со всей Украины, где увидел, как управляют Большим адронным коллайдером.
Проблем с экологией
и водой теперь
будет меньше
За оригинальную конструкцию надежного и дешевого высоковольтного диода для трансформатора Тесла и новую модель электродвигателя получил второе место одноклассник Ильи и Саши Павел Горошко.
– Выставка в этом году была очень интересная, – говорит Паша. – Уже не было такого, чтобы кто-то предлагал что-то теоретическое – представляли только практически воплощенные проекты. Все участники затрагивали очень серьезные темы: например, как бороться с утечкой нефти (такая катастрофа была в Мексиканском заливе). Одна девочка предлагала её замораживать, а кто-то предлагал способы, как её выкачать, чтобы она не “расползалась”.
Свой проект Паша разрабатывал тоже с учетом этих актуальных проблем. Его двигатель уникален тем, что экологически безопасен и не загрязняет окружающую среду.
Первое место на выставке в Киеве занял ученик 10 класса Коля Криворучко, который изобрел прибор для предотвращения поломок насосов.
– Моё устройство называется “Прибор для защиты глубоководных насосов от сухого хода”. Эта проблема знакома тем, у кого есть дача. Когда нет централизованного водоснабжения, люди сами бурят скважины. В скважинах используют насосы, которые часто ломаются, потому что водоемы пересыхают и воду тяжело откачивать, особенно летом.
– Решения этого вопроса до сих пор нет во всем мире, – отмечает Светлана Юрьевна и акцентирует на том, что Коля – очень самостоятельный ученик. Так, свой прибор по насосам он разрабатывал практически независимо от неё, вместе со своим папой – после того, как они сами столкнулись с этой проблемой на собственной даче.
Все ребята участвуют в выставке “Будущее Украины” уже не первый год, регулярно занимают почетные места и на многих других престижных конкурсах.
Победы школьников –
результат многолетней работы
– Наш лицей работает по специальной системе, разработанной еще в 1994–1995 годах, когда я оставила работу в вузе и пришла в школу, чтобы заниматься именно с детьми, – рассказывает о причинах успехов своих учеников Светлана Юрьевна Белоус. – Система называется “Школа – Малая академия наук” и призвана развивать исследовательские способности школьников, воспитывая в них интерес к окружающему миру. Эта методика защищена мною в виде диссертации, изданы пособия, опубликовано более ста научных статей. Её внедрение проводится на базе Запорожского областного территориального отделения Малой академии наук, а с 2009 года – и в масштабах всей Украины при помощи интерактивных комплексных конкурсов “МАН-Юниор”, издательства научно-популярного журнала “Школа юного вченого”. Они осуществляются при поддержке ЦНТТУМ “Грани” (Национального центра “Малая академия наук Украины”). (Уточним, этой поддержки не хватает, Светлане Юрьевне приходится вкладывать в издание журнала и свои средства, – авт.).
Все мои ученики мною практически “вынянчены” с первых дней обучения. Постепенно у детей развивается не только интерес к исследованиям, но и активность, стремление к самореализации.
Результаты такой работы видны невооруженным глазом, как только переступаешь порог лицея. Стены холла небольшого и не очень хорошо отремонтированного помещения школы увешаны многочисленными грамотами и дипломами учеников – и это еще далеко не все достижения. Почти каждый старшеклассник здесь работает над собственным проектом. После школы многие поступают в лучшие технические вузы страны и зарубежья. Или же, достигнув успехов в науке, точно определяются со своим дальнейшим выбором – учиться… по гуманитарному профилю. И такое бывает.
Кстати, по результатам выставки “Будущее Украины” Сашу, Илью, Пашу и Колю пригласили на конференцию украинско-американской Рабочей группы по науке и технологиям, которая проходила в декабре 2012 года в столице.
– Мы представляли свои работы, чтобы показать, чем занимается Украина, что делают наши исследователи для будущего и нужно ли вкладывать американцам средства в развитие нашей науки, – рассказывают мальчики. – На этой конференции был подписан договор о сотрудничестве, планируется обмен опытом между студентами и школьниками США и Украины. Возможно, нас тоже туда пригласят.
– А если будут предлагать остаться, как на это смотрите?
– Остаться – это еще под вопросом, а вот для стажировки и просто для общего развития, конечно, хотелось бы туда поехать. Но если будут предлагать достойную работу – почему бы и не остаться?
И в этих словах ребят, согласитесь, нет ничего предосудительного, поскольку о науке наше государство сегодня заботится слабо. Но всё же хочется надеяться на то, что уже в недалёком будущем достойная работа для одаренных детей найдется и в Украине.
Справка
Запорожский технический лицей Запорожского городского совета работает с 1974 года (тогда назывался Межшкольным учебно-производственным комбинатом, с 1997 года – Учебным центром трудовой и профессиональной подготовки учащихся, с 2003 года – настоящее название). Детей принимают в школу после окончания шестого класса по собеседованию, определяя уровень знаний по профильным предметам. В 2012 году лицей стал единственным запорожским учебным заведением, вошедшим в 50 лучших школ Украины (рейтинг составлялся по результатам внешнего независимого тестирования). Адрес: ул. Железнодорожная, 11. Контактный телефон – 65–21–16.