Заместитель городского головы Валерий Эделев, курирующий вопросы торговли и развития предпринимательства, рассказал корреспонденту “ЗС” о задачах, которые он считает первоочередными.


– В конце прошлого года была утверждена программа реконструкции всех коммунальных рынков города, рассчитанная на 5 лет. Расскажите о ней подробнее.
– Решением городского совета от 24.12.2012 № 34 утверждена Программа и определен объем бюджетных средств, выделяемых на каждый из рынков КП “Запорожрынок” по годам. На проект реконструкции рынка Соцгорода в 2013 году в городском бюджете предусмотрено 1071,2 тыс. грн. Указанные средства планируется использовать на подготовку проектно-сметной документации и начало работ по реконструкции рынка. Работы будут выполняться без привлечения средств предпринимателей.
– Валерий Гаврилович, почему решили начать именно с рынка Соцгорода?
– Во-первых, это один из самых старых рынков, некоторые постройки датированы 1936 годом. Во-вторых, Соцгород – это знаковое место для Запорожья. Когда-то проект застройки Cоцгорода участвовал во Всемирной выставке в Париже и занял там призовое место. Вот и сейчас на примере рынка шестого поселка мы хотим показать запорожцам, каким должен быть современный рынок. Ведь понятно, что построенный в первой половине прошлого века, он не отвечает требованиям времени. Здесь должны быть удобные прилавки с холодильными установками, просторные складские помещения, стоянка для машин, площадка для оптовой торговли. Покупатель сможет ходить по рынку с продуктовой тележкой, будут открыты кафе для продавцов и покупателей. Комплексная модернизация торговой территории позволит вернуть на рабочие места предпринимателей, которые сегодня реализуют свой товар на стихийных рынках, а также создать комфортные условия для покупателей. Ведь не секрет, что сегодня средняя заполняемость торгующими на городских рынках колеблется в пределах 60–70 %. А на некоторых рынках и того меньше – 20–30 %, как в Бородинском микрорайоне, где была, скорее всего, нарушена система логистики. Та же ситуация и на рынке Соцгорода. По моему пониманию, здесь тоже был допущен ряд ошибок при эксплуатации. Например, убрали автостанцию перед рынком, которая давала возможность многим жителям близлежащих сел Запорожского района привозить и продавать свою продукцию. Ну и, конечно, условия торговли на рынке не выдерживают никакой критики.
– После вашего выездного совещания на рынке Соцгорода 24 января  в некоторых СМИ города появились публикации, где высказываются опасения, что после реконструкции для торгующих будут повышены тарифы на услуги рынка. Что вы на это скажете?
– В КП “Запорожрынок” существует единый тариф на услуги для всех 8 подведомственных рынков. Независимо от реконструкции, планируемой на рынке Соцгорода, тариф на услуги останется таким же, как и на остальных 7 рынках.
Кстати, любое повышение тарифов проходит проверку экономического обоснования и принимается решением исполкома городского совета. Следует отметить, что на частных рынках Запорожья и на рынках других городов тарифы в два, а то и в три раза выше, чем на рынках КП “Запорожрынок”. Для сравнения приведу применяемые тарифы в других городах по состоянию на сегодняшний день. На КП “Запорожрынок” средний применяемый тариф за услугу по содержанию торгового места составляет 6 грн. за 4 кв. м, при этом градация ведется по 22 видам услуг, в зависимости от вида реализуемой продукции. В Мелитополе – 9,87 грн. за 4 кв. м, при этом градация ведется по 3 видам услуг, в зависимости от вида реализуемой продукции (мясная, молочная, прочие). В Бердянске – 8,82 грн. за 4 кв. м, при этом градация ведется по 2 разновидностям услуг, в зависимости от зоны, на которой производится торговля (промышленная или смешанная).
К сведению журналистов, которые пишут, не разобравшись в вопросе, рыночный сбор с торгующих на рынках и торговых площадках с 1 января 2011 года не взимается. Согласно Налоговому кодексу Украины рыночный сбор исключен из перечня местных сборов.
– Валерий Гаврилович, каково ваше отношение к законопроекту Олега Царева № 2067 “О стимулировании развития отечественного рынка продовольственных товаров”, который предусматривает вынесение супермаркетов за пределы населенных пунктов?
– Документом предложено принять такую норму: в черте города смогут работать только продовольственные или смешанные магазины общей площадью до 300 кв.м. Универсамы, супер- и гипермаркеты планируется вынести за пределы населенных пунктов не менее чем на 5 км. Причем работать они будут только с понедельника по субботу и только с 9.00 до 20.00, воскресенье и праздничные дни – выходные. Торговым сетям дается год для перепрофилирования помещений или их реконструкции.
Такая реформа, считает автор проекта, необходима для развития малого и среднего бизнеса, так как сейчас крупные сети уничтожают его, демпингуя цены. Ведь у мелкого продавца цены выше за счет цепочки посредников. С этим я согласен. Но, мне кажется, нужно спросить у людей, хотят ли они снова стоять в очередях, когда исчезнут супермаркеты. Ведь наверняка придется снова столкнуться с позабытыми реалиями советской системы торговли. Спросить, удобно ли им будет добираться за город за более дешевыми продуктами, ведь цены в магазинах площадью 300 кв. м. наверняка станут выше, а ассортимент беднее? В связи с этим мое мнение: проект закона не доработан. Уверен, нашим народным депутатам хватит мудрости и здравого смысла, чтобы разобраться в этой теме. Думаю, до принятия закона в таком виде дело не дойдет.
– Но все же малому и среднему бизнесу каким-то образом нужно помогать, ведь один супермаркет “убивает” вокруг себя десятки “магазинчиков у дома”…
– На мой взгляд, у местных маленьких магазинов шаговой доступности от дома есть шанс выжить, если они станут магазинами более высокого качества еды в противовес супермаркетам. Там нужно продавать продукты экологически чистые: колбасу не из сои, а из мяса, молоко настоящее со сроком годности 2–3 дня, а не полгода, хлеб только свежий и вкусный… Ведь сегодня в супермаркетах массово продают хорошо упакованный, но среднего качества товар, и ему нужна альтернатива.
Это как с едой. Хочешь быстро покушать – иди в “Макдональдс” и покупай фаст-фуд. А хочешь вкусно, качественно и красиво поужинать – иди в ресторан. Заплатить, соответственно, придется на порядок больше.
– А как насчет поддержки местных производителей?
– Я родился, вырос и живу в Запорожье, поэтому как патриот при всех равных условиях  предпочтение всегда отдам запорожскому продукту. Свою задачу как представителя городской власти я вижу в том, чтобы создать максимально комфортные условия для развития местного бизнеса и способствовать развитию частного предпринимательства.
– Что собираетесь делать в этом направлении?
– У нас много идей. Но прежде всего нужно навести порядок. Проблем много, в том числе и пресловутая стихийная торговля. Эта проблема сложная по определению. Во-первых, мы все понимаем, что в ней задействованы тысячи людей, которые оказались на улице, и на сегодня это их рабочее место. А во-вторых, стихийная торговля располагается в тех местах, где удобно покупателям, поэтому ее трудно искоренить. Главное, что несанкционированная торговля наносит вред магазинам, рядом с которыми она располагается. Конечно, у магазина масса накладных расходов на содержание помещения и на зарплату продавцов, потому товар здесь дороже, чем у торгующих с земли. И мы должны понимать, что, перехватывая продавца, стихийщик убивает бизнес того предпринимателя, который вложил в открытие магазина свои деньги. А стихийщики – это не предприниматели, это – наемные работники. Это сказки, что на улицах в людных местах бабушки торгуют тем, что сами вырастили у себя на огороде или даче. Не спорю, такое тоже есть, но не больше 5–7 %. Люди, которые выносят осенью ягоды не для того, чтобы заработать, а “чтобы не пропало” или “чтобы люди покушали”, вызывают уважение. Но когда бабушка торгует помидорами, огурцами, а заодно киви и ананасами, то возникает вопрос, на каком огороде она их вырастила? Самое опасное в стихийной торговле – это то, что качество товаров никем не контролируется.
Хочу внести ясность: мы не собираемся бороться со стихийной торговлей, мы ее собираемся упорядочить. Например, хотим поставить на самых проходных местах овощные павильоны, какие были в советское время, чтобы торговля осуществлялась в них, а не с земли. Хотим сделать цивилизованным и сбор стеклотары – думаем сейчас, как. Конечно, пока еще о больших успехах говорить рано, но, думаю, мы уже дали понять стихийщикам, что власть в городе существует!
– Запорожский бизнес ведь не ограничивается рыночной торговлей и стихийщиками…
– Конечно! В городе есть успешные туристические компании, строительные, консалтинговые, юридические. И самое главное, у нас очень неплохие компании, работающие в области информационных технологий. Мы хотим взять это направление запорожского бизнеса в развитие. Потому что это –  бизнес молодых, умных и талантливых. Уже сейчас запорожские айтишники входят в пятерку лучших в Украине. Эти молодые люди, живя в Запорожье, работают на крупные мировые компании – лидеры этого направления – и зарабатывают неплохие деньги. Мозги наших молодых специалистов по информационным технологиям в мире называют украинской нефтью. Это действительно наше богатство. По оценкам Международного агентства по трудоустройству, IT-технологии – одна из немногих отраслей, которая в течение последующих 15 лет будет востребована на рынке труда. Там всегда недостаток кадров. Поэтому, если у тебя есть мозги, бери компьютер и – вперед. Айтишник – это неимоверно востребованный на сегодня специалист. Официальная зарплата, которую показывают запорожские IT-специалисты, начинается с 10–15 тысяч гривен в месяц. Кстати, в своей инаугурационной речи Президент США Барак Обама сказал, что собирается сделать бесплатными рабочие визы для молодых людей, которые специализируются на компьютерных технологиях и программировании. То есть в очередной раз Америка хочет скупить лучшие мозги со всего мира, и наша задача – не дать украинским мозгам утечь за границу.
– Вы считаете, это реально сделать?
– Талантливыми и перспективными молодыми людьми нужно заниматься, потому что в мире за них идет борьба. На следующем городском координационном совете по предпринимательству мы примем в состав совета представителя запорожского бизнеса в сфере IT-технологий, может, у него есть какие-нибудь креативные идеи или предложения о сотрудничестве к власти. Кстати, лично у меня тоже созрела одна идея. Я узнал, что специалисту по компьютерным технологиям нужно все время совершенствоваться. Высококлассные специалисты, те вообще каждые два года обязательно переучиваются, не жалея на это средств и времени, потому что знают – окупится сторицей. Так вот, я хочу сделать в Запорожье трехдневный ежегодный бизнес-форум по информационным технологиям. Пусть это станет традицией для айтишников со всей Украины и ближнего зарубежья – приезжать в Запорожье, чтобы послушать лекции специалистов с мировым именем по компьютерной технике и программированию. Эти люди – интеллектуальная элита. И я уверен, что за ними будущее. Вполне возможно, что в ближайшем будущем Запорожье из города металлургов превратится в центр развития информационных технологий.