Из года в год число автомобилей в Запорожье все увеличивается, а с ним – и количество покрышек, не годных к эксплуатации. Обычные городские свалки их не принимают на утилизацию, автостоянки и площадки уже переполнены ими, и сейчас этот продукт отходов сваливают кто куда (обочины, посадки, овраги и т.д.). Человечество уже давно задумалось над тем, как перерабатывать изношенные автомобильные покрышки, но и сегодня из общего числа всех покрышек в мире перерабатывается лишь около 40 процентов, хотя способы утилизации шин сегодня существуют. В Украине эта цифра составляет менее 10 процентов.

Экоопасно, но не для нас
– Влияние отработанных шин на здоровье человека, конечно, представляет научный интерес, однако у нас в Запорожье так много других более существенных факторов, ухудшающих как экологическую обстановку, так и здоровье граждан, что шины не являются большой проблемой, – такое мнение высказал заведующий отделом гигиены окружающей среды городской санэпидстанции Евгений Тулушев.
Между тем американские и шведские специалисты провели исследование, в результате которого выяснилось, что автомобильные покрышки – очень опасная часть автомобиля. Выброшенные на свалки либо закопанные в землю шины разлагаются в естественных условиях не менее ста лет. И даже если резина не эксплуатируется, она все равно выделяет определённое количество вредных химических веществ. Всего в резине насчитывается около 15 вредных соединений полиароматических углеводородов и множество вредных канцерогенов. Все вещества входят в список опасных токсикантов, который составляется Международной организацией по исследованию рака и Агентством по охране окружающей среды США.
По оценкам исследователей этой области, в резиновой пыли содержится гораздо больше канцерогенных веществ, чем в выхлопных газах автомобильных двигателей, которые до этого считались главными источниками загрязнения окружающей среды.
При контакте автомобильных шин с дождевыми осадками и грунтовыми водами происходит вымывание ряда токсичных органических соединений в почву. Нельзя также исключить и прочие группы органических веществ, так как в разных странах при создании покрышек используются различные пластификаторы и т.п. вещества. Нетоксичные органические вещества попадаются среди них очень редко.
Шины обладают высокой пожароопасностью, а продукты их неконтролируемого сжигания оказывают чрезвычайно негативное воздействие на окружающую среду.
Нельзя, впрочем, забывать, что вред от покрышки начинается совсем не тогда, когда она выброшена на свалку, а гораздо раньше – еще на этапе производства. При производстве шины применяются вредные компоненты, к тому же тратится много энергии. В процессе эксплуатации покрышка истирается, поэтому в одном только Киеве за год образуется около 7 000 тонн мелкодисперсной крошки, по сути – пыли. Таким образом, обычная шина вредит экологии в течение всего жизненного цикла.
Экологи выражают озабоченность проблемами утилизации не только покрышек, но и других связанных с автомобилями вредных веществ и материалов. В частности, если по покрышкам есть хоть какой-то прогресс, то антифризы и прочие технологические жидкости не утилизирует никто. В итоге эти жидкости оказываются в бытовой канализации, в реках и в земле.
Европа уже задумалась
Шины в Западной Европе запрещено вывозить на свалки с 1999 года, а с 2006 года запрещены даже контролируемые захоронения покрышек. Хотя во всей Европе действуют общие принципы переработки, в плане конкретных подходов единства нет. Примерно 60 процентов европейских стран придерживаются модели, основанной на ответственности производителя. Создается национальный оператор по переработке шин, который финансируется за счет средств производителей и импортеров резины, но, поскольку стоимость утилизации заложена в стоимость самой шины, реально средства поступают от потребителей. В некоторых небольших государствах (таких, как Дания) действует похожая модель, основанная на ответственности государства и налогах на производителя. Принципиальное отличие от предыдущей модели в том, что фонд, из которого финансируется переработка таких отходов, контролируется государством, а не частным оператором.
В остальных странах, таких, например, как Германия, действует так называемая модель свободного рынка: операторов переработки может быть сколько угодно, именно они отвечают за сбор и утилизацию резины, при этом установлены жесткие правила обращения с этим видом отходов и довольно высокая (около 3 евро за небольшую шину) плата за утилизацию. Все эти модели работают: покрышки в Европе практически не попадают на свалки, за пятнадцать лет пройден путь от 40 до 100 процентов переработанных резинотехнических отходов. Часть покрышек (примерно 40 процентов) сжигается на цементных заводах и превращается в энергию, но большинство восстанавливается для повторного использования или перерабатывается в резиновую крошку и металлический лом.
Ценные отходы
Шины и пластмассы представляют собой ценное сырье, в процессе переработки которого методом низкотемпературной обработки получаются жидкие фракции углеводородов (синтетическая нефть), углеродистый остаток (технический углерод), металлокорд и горючий газ. Изношенные покрышки представляют собой довольно ценное полимерное сырье. Так, в 1 тонне шин содержится около 700 килограммов резины, которая может быть повторно использована для производства топлива, резинотехнических изделий и материалов строительного назначения. В то же время, если сжечь 1 тонну изношенных шин, то в атмосферу выделяется 270 килограммов сажи и 450 килограммов токсичных газов.
Утилизируем и хороним, а надо бы по-другому
Понять, как обстоят дела в отношении утилизации и переработки отработанных шин в нашем городе, довольно сложно.
В СЭС нам ответили, что занимаются этим вопросом, только если поступит предписание прокуратуры. Что касается Государственной экологической инспекции в Запорожской области, а именно это ведомство обязано отслеживать данный вопрос, то после ответа на запрос “ЗС” по вопросу контроля за утилизацией ртутьсодержащих ламп, в котором специалисты этого ведомства просто перечислили нормы Закона, по которым они работают, надеяться на состоятельный ответ не приходится.
А между тем, уже почти два года самый крупный переработчик отработанной резины и единственное предприятие области по изготовлению резинотехнических изделий – “Запорожский шиноремонтный завод” приказал долго жить.
Начав свою производственную деятельность еще в 1961 году, на сегодня предприятие, на котором трудилось более ста человек, попросту стоит. Хотя до недавнего времени в Запорожской области это было единственное предприятие по восстановлению грузовых автошин импортного и отечественного производства. Мы дозвонились до представителей завода, однако они не выразили желания хоть что-то рассказать о возникшей ситуации.
В свое время, а именно в начале 2000-х годов, на предприятии совместно со специалистами немецкой фирмы “ЭЛЛЕРБРОК” была установлена на то время самая крупная в Украине производственная линия по ремонту автошин путем “холодного” восстановления протектора, позволяющая реставрировать ежедневно до 44 импортных автошин. Несмотря на то, что эта технология в мире давно известна и широко применяется, у нас в Украине тогда всего несколько городов смогли внедрить экологически чистую, энергосберегающую, требующую минимальных трудозатрат технологию. Резиновые отходы завод перерабатывал в крошку. Металлический корд шел на переплавку, текстильный корд становился материалом для тампонирования скважин. Но все это, еще раз подчеркнем, в прошлом.
Куда девают отжившие свой век шины предприятия, где таких отходов много? Для примера мы сделали запрос на автомобилестроительный завод.
Вот официальный ответ ПАО “ЗАЗ” относительно процесса хранения и утилизации отработанных шин:
“Политика предприятия в сфере обращения с отходами – минимизация их образования и увеличение использования отходов как вторичных материальных ресурсов.
На заводе действует процедура управления “Порядок сбора, хранения, учета и реализации отходов неметаллических материалов”, в которой определен порядок сбора, хранения, учета и реализации отходов, функции структурных подразделений и отделов в сфере обращения с отходами. Также специалистами бюро экологической безопасности ПАО “ЗАЗ” разработаны технические паспорта на каждый вид отхода.
Отработанные шины относятся к 4 классу опасности отходов согласно “Временному классификатору токсичных промышленных отходов” от 13.05.1987 г. № 4286–87 и ГСанПиН 2.2.7.029–99 “Гигиенические требования относительно обращения с отходами и определения их класса опасности для здоровья населения” от 01.07.1999 г. По мере образования отработанные шины передаются на утилизацию по договору специализированной организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности”.
Одним из подобных специализированных предприятий в Запорожье является ООО НПП “Запорожпромэкология”. Оно занимается сбором, хранением, переработкой и утилизацией многих видов опасных отходов, среди которых значатся и шины. Пожалуй, на сегодня это самое крупное подобное предприятие Запорожья. Однако назвать такой подход в вопросе утилизации европейским не получается. Для утилизации, временного или постоянного хранения опасных промышленных отходов “Запорожпромэкология” использует производственно-промышленную базу общей площадью 40 гектаров и три складские помещения общей площадью 3150 квадратных метра, которые находятся в пгт Камышеваха, что в Ореховском районе. На сайте предприятия сказано, что все это “добро” хранится в специальной герметичной таре.
Однако проблема в другом. В отличие от европейцев, которые поняли, что свободная земля в конечном итоге когда-то закончится, мы продолжаем увеличивать площади захоронений для вредных токсических веществ. Понятно, что силами небольших предприятий, коим является то же ООО НПП “Запорожпромэкология”, не решить вопрос перехода на более экологические и емкие технологии переработки, которые не требуют захоронения. Во всем цивилизованном мире эту ношу взвалило на себя государство. Те, кто имеет власть там, поняли суть проблемы и принялись ее решать. У нас пока есть более насущные дела. Так что шины подождут, тем более, что срок их разложения – порядка 100-150 лет.