Депутат Запорожского городского совета фракции “Партии регионов”, автор концепции реформирования городской системы ЖКХ Елена Бондаренко рассказала читателям “ЗС” о том, как идет реформа, и немного о себе.
– Елена Васильевна, 27 сентября начал работу единый информационный центр, в который запорожцы по телефону 15–80 смогут обращаться по всем вопросам, связанным с услугами жилищно-коммунальной сферы. Можно ли считать, что создание call-центра – это первая победа на пути реформирования ЖКХ?
– Сall-центр – это наш первый маленький результат. Но только первый шаг на длинном пути. Единый информационный центр позволит повысить уровень сервиса, уровень контроля и ответственности. Теперь любой вопрос, заданный по телефону 15–80, будет на контроле до того момента, пока не решится. Будет налажена обратная связь, человеку позвонят и поинтересуются: “Вы удовлетворены решением вопроса?”.
– Много ли запорожцев уже позвонили в call-центр КП “Основание”?
– Я мониторю ситуацию каждый день. И знаю, что уже в call-центр поступает более 200 звонков в день. Дневных звонков больше, чем ночных. Горожане звонят по поводу аварийных ситуаций, есть звонки информационного характера, есть жалобы. Мне интересно, с какими вопросами звонят люди и, самое главное, как решаются эти вопросы. Иначе, чем тогда мы отличаемся от предыдущей системы, когда проблема не решалась годами?
Вот, к примеру, в подъезде дома, где живет моя мама, в основном, живут люди в возрасте – участники войны, дети войны. Они мне показывали свою переписку с ПРЭЖО с 2008 года. У них результат многолетнего обмена письмами был нулевой! Понятно, что денег на все в ПРЭЖО не хватало, но должно же быть какое-то планирование?! Чтобы человек знал: его вопрос поставлен в очередь и будет решен если не в этом году, так в следующем или через два года. Работа должна быть системная – с планированием, со сроками, с ответственностью. Сейчас мы руководствуемся именно этими принципами. Между прочим, в сall-центр уже звонили с благодарностью. По звонку в течение двух часов была устранена аварийная ситуация. “Мы еще никогда в жизни не получали такого быстрого реагирования и решения”, – сказали звонившие. Меня всегда радует, когда мы выполняем обещания, данные горожанам.
– Концепция реформирования ЖКХ предполагает несколько этапов. Каким будет следующий шаг?
– С самого начала мы очерчивали этапы и сроки реализации реформы. Полгода отводилось на создание сall-центра – и мы это сделали. Следующий шаг – создание центров обслуживания, для которых необходима единая база данных. Тогда человек сможет в одном месте решать вопросы, касающиеся подачи воды, газа, электроэнергии, тепла. Или же, купив квартиру, можно будет прийти с пакетом документов в центр обслуживания и сказать: “Заключите от моего имени договоры со всеми этими службами”. Да, это будет дополнительный сервис, но для тех, у кого нет времени заниматься всем самому, это выход. Перепланировка, приобретение, узаконение – все можно будет делать в одном месте.
Еще один немаловажный момент. Только когда появится единая база данных, появится и возможность использовать внутренние резервы системы. Экономить можно, сокращая дублирующие службы и функции. А, к слову, только на одну абонентскую службу теплосетей в год уходит 16,5 млн. грн., и такие же абонентские и другие службы есть и у других предприятий сферы ЖКХ.
Я уверена, что повышать тарифы дальше нельзя, потому что многие люди живут на грани выживания. Поэтому в ЖКХ нужно научиться эффективно использовать все имеющиеся ресурсы – денежные, трудовые, материальные. А резервы направлять на модернизацию, на реконструкцию, на замену устаревших коммуникаций.
Мы будем стараться сдерживать рост тарифов, насколько это возможно. Понятное дело, что есть такие общеэкономические категории, на которые повлиять невозможно. Например, цена газа и ГСМ, рост минимальной заработной платы, но за счет внутренних резервов и оптимизации рост тарифов можно будет сдерживать.
– Каким будет третий этап реформирования ЖКХ в Запорожье?
– Следующим шагом будет внедрение энергосберегающих технологий. Когда наша новая система будет работать эффективно и продуктивно, когда будет полная прозрачность планирования и осуществления затрат, тогда настанет время внедрять новые технологии. Выберем два дома, и на их примере покажем комплексный подход к энергосберегающим технологиям – термомодернизация дома, замена окон, установка солнечных батарей и т.д. И людям будет наглядно продемонстрировано, сколько нужно вложить средств, через сколько лет затраты окупятся, каков экономический эффект, а он будет не менее 40 %.
Но хочу подчеркнуть и всех успокоить, новая система будет внедряться поэтапно, планомерно заменяя старую систему.
– Почему вы в своей концепции реформы ЖКХ пошли по пути создания коммунального предприятия?
– Потому что город должен оставить за собой функцию контроля и ведения базы данных. Подчеркиваю, база данных города Запорожья принадлежит громаде.
Именно город должен обезопасить горожан от нерадивых исполнителей и от нерадивых подрядчиков. При этом он должен использовать конкурентную среду, в которую придут эффективные поставщики услуг. Которые, в свою очередь, будут дорожить и бороться за свое место на рынке, приводя свои тарифы к рыночным.
В идеале должно быть так. Старший по дому, домовой комитет или ОСМД на общем собрании принимает решение о подрядчике работ. Когда работы выполнены, их качество проверяет и принимает инженерная служба коммунального предприятия. И только если ни у КП “Основание”, ни у жителей дома нет претензий, идет оплата. Чтобы не было такого: заплатили, а результата нет.
– Где нашлись средства на создание сall-центра, и кто оплачивает те работы, которые выполняются по звонкам горожан?
– На сall-центр дополнительных денег не понадобилось, это стало возможно за счет перераспределения ресурсов. Вообще есть целый перечень услуг и видов работ, которые мы уже оплатили своей квартплатой. Если поступил звонок на работы из этого перечня, то рабочие КП “Основание” идут и устраняют проблему бесплатно. Второй вид работ – те, что должны оплачиваться из городского бюджета, например, ремонт крыш. И третий вид работ – это дополнительный сервис, например, подключение стиральной машины. Выполняя заказ на дополнительный сервис, дополнительные деньги смогут зарабатывать те же работники КП. Но на этом рынке сервиса смогут появиться и другие участники – частные предприятия и предприниматели. От этого горожане только выиграют, так как у них появится возможность выбрать, у кого услуги качественнее и дешевле.
– То, чего больше всего боятся работники нынешней системы ЖКХ – сокращение штатов, ожидается?
– Мы, когда представляли свою концепцию реформирования ЖКХ, заявили, что в той системе, которая работает сегодня, не будет сокращений. И пока ни один человек уволен не был. Сегодня мы пытаемся построить работу на системе мотивации работников и повышения их профессиональных навыков. Для этого были проведены тренинги и семинары по различным направлениям. То есть найти оптимальное применение умениям, квалификации, желаниям каждого работника. Все должны работать на результат, а не просиживать свои 8 часов рабочего времени. Каждый должен понять: “От моего результата зависит мое вознаграждение”.
За счет перераспределения ресурсов будут создаваться качественно новые службы (те же центры обслуживания) и, соответственно, рабочие места.
Могу сказать, что нынешний анализ штатного расписания всех десяти ПРЭЖО свидетельствует, что существует нехватка рабочих производственных специальностей, а штат управленцев укомплектован практически полностью. Теперь уже создано одно предприятие, где единое управление, единые стандарты, единая методология.
– Наверняка не всегда это находит понимание у работников ПРЭЖО, ведь, к примеру, бухгалтер хотел бы оставаться бухгалтером, а не с нуля постигать азы другой профессии.
– Да, это так. Еще древние говорили, что реформа – самое неблагодарное дело. Потому что тому, кто в нынешней системе, она не нужна – их и так все устраивает. А реформатор хочет все изменить поскорее, забывая, что на это нужны время и титанические усилия. Я не первый год в бизнесе, и мне приходилось строить его с нуля ни один раз. Причем бизнес был разный – и торговля, и услуги, и производство. Со знанием дела могу сказать, что меньше, чем за год никакой системы, даже самой маленькой, построить не удастся, как ни старайся. Вот какой минимальный срок нам объективно необходим. Тем более в такой закостеневшей, неповоротливой махине, как ЖКХ. Здесь уже давно нужно было, образно говоря, вытереть пыль, убрать паутину, вдохнуть жизнь и поставить все на правильные современные экономические рельсы.
– Вот это и восхищает, что до вас ни один мужчина не рискнул взяться за реформу ЖКХ, а хрупкая женщина не побоялась…
– Нужно брать и делать. Кто делает, у того получается, а кто не делает, тот только жалуется. На самом деле, что нам нужно? Первое – анализ, второе – принятие решений и третье – идти поступательно шаг за шагом к цели. И дорогу осилит идущий.
– В чем вы черпаете силы и где берете энергию для воплощения своих замыслов?
– Самое главное – нужно верить в то, чем занимаешься. Делай все по максимуму, качественно и не сомневайся.
– У вас большой опыт управленческой работы?
– У меня 24 года трудового стажа. Начинала я с бухгалтера, но работала им недолго, причем училась в этот период. Потом была главным бухгалтером. Затем финансовым директором на крупном транспортно-экспедиционном предприятии.
– Вы учились в ЗНТУ?
– Да, сначала я училась на автомобильном факультете, а второй раз училась на факультете “Финансы и кредит” в ЗНТУ. В то время я работала бухгалтером, у меня уже была семья, но я училась на дневном отделении и закончила университет с красным дипломом. На третьем курсе защищала курсовую работу по экономике на английском языке. И до сих пор считаю, что все надо делать качественно и по максимуму.
– Вы всегда добиваетесь своих целей в жизни?
– Стараюсь. Понятно, у каждого бывает такое, что руки опускаются, но нельзя этому поддаваться. Жалость – это хорошее чувство по отношению к другим, но только не к себе. Надо ставить цели и идти вперед. Трудности, конечно, будут, но, как правило, побеждает самый настойчивый. В испытаниях мы растем и становимся сильнее.
– А где ваше основное место работы сейчас?
– На сегодняшний день занимаюсь собственным бизнесом. У меня есть два действующих бизнеса. Один – в сфере услуг, второй – в сфере производства. Начинала я их с нуля, на взятые в кредит деньги.
Но сегодня большую часть моего времени занимает депутатская деятельность, в том числе и реформа ЖКХ, потому что не признаю полумер: или все, или ничего, и если я за это взялась, то хочу увидеть результат.
– Это воспитание у вас такое?
– Для меня пример – моя мама. Имея трех детей, она все время трудилась – и на работе, и дома, и на даче, и на огороде. И во всем она с полной отдачей – и дома идеально все, и на работе – передовик. И нас всегда к труду приучала. А ведь, что видит птенец в гнезде, то повторяет потом в полете.
– Елена Васильевна, как вы относитесь к тому потоку критики, который льется на вас и ваше детище со страниц СМИ и Интернета?
– Мы предполагали, что не всем реформа понравится, в первую очередь, тем, кому не удобны и не нравятся перемены. Но таких десятки человек, а жителей в Запорожье более 700 тысяч.
Также я понимаю, что за волной критики стоят конкретные заказчики.
Специально я не задаюсь целью отслеживать, что обо мне и о реформе ЖКХ пишут СМИ, но иногда какие-то критические публикации попадаются на глаза, и становится отчасти смешно, отчасти непонятно, а иногда, наоборот, сразу понятно, на чьи интересы мы наступили.
Но нас это не останавливает. Как говорится, собака лает – караван идет. А еще говорят, узнают дерево по плодам, а человека – по делам. Мудрое время все расставит по своим местам. На сегодняшний день, пока новое еще не в полном объеме вошло в жизнь, а старое не совсем еще изжито, у нас самый сложный период. И находится много желающих навредить реформированию и обидеть меня лично. Не обращаю внимания. На самом деле самой главной оценкой моих действий являются те письма от жителей Запорожья, которые приходят на мое имя, с поддержкой, пониманием и добрыми словами, и это дает мне уверенность в том, что я иду по правильному пути.