Знакомьтесь: Юрий Батаев — инструктор по дайвингу. Его профессиональный стаж более 30 лет, более 6000 часов, проведенных под водой. «Дайвинг для меня и хобби, и работа. Хобби – потому что это мне нравится, и я делаю это с удовольствием», – уверяет мой собеседник. Юрий изучает подводный мир Днепра. На его счету уже не один десяток поисковых погружений.

– Юрий, с чего начиналось увлечение дайвингом?

– По профессии я водолаз-инструктор. Закончил свою профессиональную деятельность, наработал пенсионный стаж, ушел с госструктур и стал инструктором по дайвингу.

Я с детства занимался спортом. Вся моя жизнь связана с плаваньем и для меня это естественное состояние.

– Помните свое первое погружение под воду?

– Мне запомнилось погружение ночью. Было темно и страшно. И при этом захватывающе! Если вам страшно и неприятно, то вы не будете заниматься дайвингом. Я сталкивался с подобным. У меня был один коллега – водолаз, и я обратил внимание, как он явно увиливает от реальных погружений. Постоянно находит какую-то уважительную причину. Потом парень признался, что боится воды и погружаться. Он не смог работать в этой сфере. И уволился. Страх все равно победил.

У меня первые впечатления от погружений были яркие и адреналиновые. Это было интересно и захватывающе.

Дайвер (diver) в переводе с английского означает водолаз, а дайвинг (diving) – это ныряние, погружение под воду, водолазное дело… К нам этот термин пришел как название вида отдыха и развлечения.

– Чем лично Вас привлекает дайвинг как хобби?

– Первые впечатления людей, которые идут под воду – восторг. Особенно от пестроты и разнообразия красок, ничего подобного они не видели раньше. Например, в Красном море очень богатая флора и фауна. И все это на фоне идеально чистой воды. Но когда ты видишь эту красоту в тысячный раз – она надоедает, и дайверы начинают искать другие виды погружения, чтобы как-то разнообразить свое увлечение. У нас есть поговорка: «Если ты видишь один и тот же рыбный суп, он надоедает».

Поэтому кто-то идет в пещерный дайвинг, кто-то погружается на большую глубину. А некоторые спускаются на затонувшие корабли с проникновением. Это настоящий адреналин. Ведь там вполне реально заблудиться, попасть в нештатную ситуацию.

Просто плавать мне уже давно неинтересно. Ведь я делаю это больше 30 лет. А вот изучение реки в нашем городе – это увлекательно, каждый раз открываешь для себя что-то новое. К тому же здорово, когда ставишь перед собой цель, и она сбывается. Это приносит положительные эмоции.

Юрий рассказал, что еще в его юности ходила байка, якобы у нас в городе был какой-то мост и после его крушения под воду ушел целый состав. В вагонах, по разным версиям, были пшеница, мука, люди. И якобы туда заплыли маленькие сомы и выросли до огромных размеров, что из вагонов теперь не могут выбраться.

Вот эта байка из юности так заинтересовала моего собеседника, что он решил узнать, был ли мост, вагоны и крушение. Или все это очередная выдумка.

– Когда я затеял поиски, то на первом этапе ничего не получилось, – вспоминает Юрий. – Идет речь о Кичкасском мосте. В районе острова Сагайдачный (бывшего Ленина) со стороны порта видна опора – это все, что напоминает нам о былой конструкции. Он соединял левый берег с правым.дайвинг 2

Мы начинали погружаться в районе опоры, наивно полагая, что если есть опора, значит, там поблизости и остатки моста. Оказалось, что все не так. На этом затея была заброшена. Но когда я стал инструктором по дайвингу, то идея найти мост и затонувший состав ко мне вернулась. Подумал, что место крушения было бы отличным дайв-сайтом для погружений. И мы возобновили поиски. Забегая наперед, скажу, что мы нашли остатки моста и вагоны. Испытали настоящий восторг. Ведь искали довольно долго. С момента возникновения идеи до её реализации ушли годы.

Этому предшествовали поиски архивных документов, работа в библиотеке, музеях. Изучали, как мост выглядел, где он находился. Попалась на глаза фотография взорванного моста. Стало ясно, что мост был взорван по центру. Теперь нужно было найти вторую точку, откуда начинался мост. Нашли. Теперь это Речной порт, там причал.

А еще был актуальный вопрос: с кем пойти под воду? Замеры глубины показали 48-58 метров. На тот момент не было ни знаний, ни опыта погружений на газовых смесях. Да и самих газовых смесей тоже не было. Тогда это было что-то недосягаемое, космическое, что-то из области фантастики. Был воздух, а на нем идти было не совсем безопасно. Есть в дайвинге такое понятие, как азотный наркоз. На глубинах свыше 30 метров может возникнуть «опьянение», проявляется наркотическое свойство азота. Водолаз становится не совсем адекватен, заторможен. Идти соло – безрассудство. Понимал, что нужно погружаться, как минимум, с напарником не менее опытным, чем я. Ведь менее опытный – это дополнительная нагрузка, его нужно постоянно контролировать. В городе я не нашел такого человека. На поиски разрушенного моста согласился мой коллега из Харькова Андрей Юрьевич Утевский.

– Так что же перевозил состав – Вам удалось выяснить?

– У меня на ютуб-канале есть ролик «Загадка Кичкасского моста». Там я об этом размышляю. Скорее всего, это был обоз, который вез и фураж, и раненых, и военную технику.

– Цель по поиску моста воплощена в жизнь. И как возникла следующая идея для подводной экспедиции?

– Благодаря поиску моста я познакомился с Артемом Бородиным – краеведом, который увлекается историей нашего региона. В частности, изучает меннонитов. Артем как-то обмолвился, что под водой затоплено целое село. И он стал рассказывать о колонии меннонитов Айнлаге-Кичкас, которая была расположена на Правом берегу. После строительства Днепровской ГЭС Айнлаге-Кичкас ушел под водуМеня эта информация очень заинтересовала. Так возникла идея поиска этой колонии. Сначала начали искать усадьбу Исаака Лейна — заброшенное трехэтажное здание с двумя высотными башнями и красивым забором, и Каменную стелу, на которой жители отмечали высоту весенних паводков. Первые меннониты в этой колонии появились в 1789 году, но в 1845 был очень сильный паводок — колонию затопило, поэтому ее перенесли западнее — это был Айнлаге – 2. На скале меннониты стали отмечать даты и уровень паводковых вод. Я был безумно счастлив, когда нашел стелу. Ведь мы искали иголку в стогу сена. Найти стелу посредине Днепра, не имея точного месторасположения. Да еще и на глубине 30 метров…

Затем мы начали заниматься поисками Ангела — памятника Елизаветы Унгер – жены кичкасского промышленника. Это скульптура, сделанная из белого мрамора. Постамент вместе с памятником был приблизительно 5 метров высотой. Он был настолько красив, что на кладбище приходили люди на него посмотреть.

Нашли постамент и место, где стоял Ангел, но самой скульптуры не было. Пока мы не знаем ее судьбу.

Ваша последняя подводная находка — затопленные корабли Второй мировой войны?

– Это остатки одного из кораблей, думаю, скорее всего, буксира. Немецкая аэросъемка военных лет показывает, что когда взорвали плотину, часть кораблей, которые стояли в порту, остались на мели. Но часть кораблей до этого или потом атаковала либо артиллерия, либо авиация — в общем, они были разрушены. Останки одного из них я нашел.

Пока идет речь только об одном судне. Акваторию порта, скорее всего, очищали.

Какова дальнейшая судьба Ваших находок? Что с ними происходит?

– В принципе, водолазные работы – это все довольно дорого. Но вопрос в другом: с какой целью поднимать на поверхность находки? Чтобы их хранить, нужно реставрировать. Если железо, которое лежало много лет под водой, попадет на воздух, то быстро пропадет. А дерево высохнет и рассохнется. Это требует значительных капиталовложений.

Останки корабля — это была случайная находка или спланированная поисковая операция?

– Скорее, случайная. Я понимал, что в том районе есть останки корабля, но цели такой у меня не было.

Что из того, что было найдено случайно, Вас наиболее поразило?

– Зуб мамонта, который я нашел в городе Запорожье под водой. Было очень сильное течение, оно затрудняло передвижение под водой, и я брался руками за камни. Один из камней оказался странной формы. У меня были ограничены запасы газа, не было возможности рассматривать, поэтому я взял камень под мышку и поплыл на берег. Никто из друзей ничего внятного по поводу моей находки не сказал. Пролили свет в краеведческом музее.

  • Какое самое красивое место Вы видели во время погружений?

  • Впечатлило Красное море, когда я в первый раз туда попал. И цвет воды, и все, что я увидел под водой, — это действительно очень красиво.

  • Дайвинг — это дорогой вид отдыха и равзвлечений?

– Да. Например, для того, чтобы видеть красоты Красного моря, нужно потратить деньги на перелет, проживание, услуги инструктора. Людей, которые увлекаются дайвингом, становится все меньше. Основной массе людей в наши дни не до развлечений. Даже если взять наши местные водоемы, к ним все равно нужно добраться. Помимо снаряжения, еще расходы на жилье, провизию.

  • Я правильно понимаю, что одному человеку небезопасно погружаться?

  • Дайвинг как вид отдыха подразумевает систему партнерства. Это система безопасности и страховки. Напарник может поделиться с тобой запасами воздуха, если возникнут проблемы со снаряжением. Поможет выпутаться из сетей или решить какую-то другую проблему. Дайвинг предполагает погружение в паре или в группе. Но есть отдельный вид дайвинга — соло-дайвинг — курс, который был разработан для фото- и видеооператоров.

  • Юрий, признайтесь, наверняка у Вас есть новые планы по изучению Днепра?

  • В ближайших планах найти пещеру Чертова хата и обследовать месторасположение затопленной меннонитской психлечебницы «Бетания».

Фото с сайта divingriver.com.ua