Во время подготовки материала на тему об учебных нагрузках в школах мы столкнулись с проблемой – родители, рассказывая о трудностях, отказывались представляться, побаиваясь того, что жалобы неким образом отразятся на отношении учителей к их детям, которые учатся в конкретных заведениях. Мало того, к данной теме осторожно отнеслись и психологи, к которым мы обращались за комментариями.

 

Тем не менее, факты о больших нагрузках в престижных школах, лицеях и гимназиях они не отвергали, но в то же время, ссылаясь на то, что сотрудничают с этими учебными заведениями, комментировать сложившуюся ситуацию не стали, дабы не пострадала их репутация и не возникли проблемы на работе. В итоге всем заинтересованным людям было предложено высказаться по данной тематике анонимно на запорожском городском форуме в интернете. Итак, представляем некоторые размышления родителей, комментарии работников департамента образования и науки молодёжи и спорта Запорожского городского совета, а также психологов, которые мы нашли в сети интернет.

Неподъёмные портфели и нехватка свободного времени

В частности, родители одного из запорожских лицеев пожаловались на то, что у детей среднего звена – по 9 уроков в день, задают много домашних заданий,  в то время как  учителя на уроках пьют кофе… Некоторые родители рассказали, что знаний, которые дают в школах, не всегда хватает – приходится нанимать репетиторов по математике и иностранному языку, на занятия спортом времени не остаётся.
Также родители сообщили, что, в основном, детям тяжело учиться до 6–7 класса, затем становится проще – втягиваются, приспосабливаются. Портфели у ребят тяжёлые, поэтому им приходится договариваться с соседями по парте и носить с собой только половину учебников.
На форуме не только возмущались, но и высказывали конкретные предложения, например, что образование необходимо “урезать до программы 9 класса и растянуть  на 12 лет, причём некоторые предметы, такие как химия, физика, зарубежная литература, всемирная история – сделать факультативными. А быть может, стоит подумать об усовершенствовании и оптимизации самого школьного образования, методик, не растягивая, как говорится, резину на 12 лет, а научить самому основному.
Поднимался вопрос об электронных учебниках на планшетах, но некоторые родители отнеслись к этому с опаской: во-первых, не каждый себе это удовольствие может позволить, а во-вторых, смышлёные школьники без труда смогут решать все задачи, используя интернет. Словом, дискуссия кипела… Однако родители сетовали: “Возмущаться бесполезно, ничего не изменится. Учителя даже на каникулы дают объёмные задания, особенно на летние… С “домашкой” – перебор… Бедные дети, в школах можно с лёгкостью посадить зрение и заработать сколиоз… Но, как говорится, либо учись, либо “давай, до свидания!”.
Мы обратились за комментариями в департамент образования и науки молодёжи и спорта Запорожского городского совета. Методист информационно-аналитического центра Людмила Яновская пояснила, что жалобы родителей возникают, как правило, в том случае, когда расписание составлено не грамотно, когда оно перегружено, например, факультативами, курсами, которые не являются обязательными для всех учащихся, дополнительными занятиями. “Перегрузка детей получается в том случае, когда учебный план составлен на 6-дневную учебную неделю, а расписание пытаются “втиснуть” в пять дней, освободив субботу. Следует заметить, что предупреждение утомляемости детей – совместная задача школы и родителей, которые обязаны обеспечить ребенку оптимальный режим в течение суток”, – отмечает Людмила Яновская.
Также она рассказала, что типовые учебные планы школ формируются на госуровне и являются общими для всех общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения и форм собственности, предусмотрены и дополнительные часы на учебные предметы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации. Учебный план предусматривает ограничение недельной нагрузки детей и не может быть утвержден, если это ограничение нарушается. В общеобразовательных учебных заведениях с обучением на языках национальных меньшинств, специализированных школах, гимназиях, лицеях, коллегиумах допускается увеличение учебной нагрузки учеников, но не более, чем того требуют санитарно-гигиенические нормы.
Допустимое суммарное количество уроков недельной нагрузки учащихся в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами приведено в таблице ниже.


При определении предельно допустимой нагрузки учащихся учтена нормативная продолжительность уроков: в 1 классе – 35 минут, 2-4 классах – 40 минут, в 5–11 классах – 45 минут.
Введение 5-  или 6-дневной рабочей недели для учащихся всех типов общеобразовательных учебных заведений осуществляется при соблюдении соответствующей предельно допустимой нагрузки и при работе школы не более, чем в две смены. Обучение в лицеях, гимназиях, коллегиумах, специализированных школах должно проходить только в одну смену. Стоит отметить, что часы физкультуры не учитываются при определении предельно допустимой нагрузки учащихся.

Вторник и среда – самые тяжёлые дни

Расписание уроков должно учитывать оптимальное соотношение учебной нагрузки в течение недели, а также правильное чередование в течение дня и недели предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками музыки, изобразительного искусства, трудового обучения и основ здоровья и физической культуры. По информации специалистов департамента образования и науки, молодёжи и спорта Запорожского городского совета, при правильно составленном расписании уроков наибольшая нагрузка по сумме всех предметов должна приходиться на вторник и (или) среду.
Предметы, которые требуют значительных затрат времени для выполнения домашних заданий, не должны группироваться в один день школьного расписания.
Для факультативных, дополнительных и индивидуальных занятий должно составляться отдельное расписание. Они должны планироваться на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком обязательно должен быть предусмотрен перерыв.
Департамент образования и науки, молодежи и спорта горсовета и территориальные отделы образования районов города контролируют соблюдение санитарно-гигиенических норм, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. В связи с жалобами родителей были приняты меры – проведены собрания, обсуждения, сделаны определённые выводы по поводу работников, которые не соблюдали должные правила, работа в этом направлении продолжается.

“Стресс нехватки времени” – причина неврозов

Когда дети испытывают нехватку времени, очень расстраиваются, потому что ничего не успевают. Психологи предпочитают называть это “стрессом нехватки времени”. Такой стресс является одной из главных причин всех нарушений нашего организма, он является причиной распространенного в наше время детского невроза, появляется он в результате перегруженности.

На маленькие детские головы резко обрушивается большой объем информации. В целом, рабочий день школьника с учетом выполнения домашнего задания длится 11–13 часов, а у детей старших классов  – 12–15. Учебная нагрузка в школе плохо влияет на растущий организм ребенка.
Для того чтобы понять, перегружен ли ребенок, нужно хорошо присмотреться к нему, понаблюдать за ним некоторое время. Основными признаками является то, что он стал заметно худеть, часто жаловаться на свое плохое самочувствие, появились синяки под глазами, плохой сон и аппетит, также дети могут начать грызть ногти, заикаться, полностью перестать интересоваться учебой.
Как могут помочь родители?
То, как дети будут относиться к знаниям и учебе, зависит не только от заведения, но и от семьи, от родителей. Ребенку необходимо помочь адаптироваться. Психологи советуют готовить детей к учебе с особым увлечением. Особенно, если они только пошли в первый класс. Необходимо постараться сделать все, чтобы дом стал для ребенка опорой, чтобы он знал, что здесь его всегда выслушают, поддержат, объяснят все происходящее, помогут подготовить домашнее задание. По дороге в школу, провожая ребенка, родителям обязательно следует обсудить с ребенком все дела, которые для него очень важны.
Забирать малыша из школы следует вовремя, обедать с ним вместе, гулять, обсуждать произошедшие события, а вечером вместе делать уроки. Самым лучшим временем  на выполнение домашнего задания считается период между 3 и 5 часами дня. На “продленку”  ребенка сразу отдавать не стоит, ведь от этого сразу увеличится его школьная нагрузка.
Считается, что самая основная нагрузка на ребенка бывает во время второго и третьего урока, а если учитывать по дням недели, то это – вторник и среда. Самым сложным месяцем считается февраль. Покупайте школьнику витамины, следите за тем, чтобы он вовремя и хорошо питался!
По окончании каникул ребёнка следует заранее готовить к школьному режиму дня. Лучше всего перейти в этот нелегкий период постепенно. В последние дни каникул будите его пораньше, тем самым приучая к стабильному распорядку дня. Постоянно поддерживайте ребенка, хвалите, не делайте ему замечания и не критикуйте его действия. Задача родителей – создать ребёнку хорошее настроение, тогда и уставать он будет меньше.