Развитие международного аэропорта «Запорожье» позволит не только обеспечить жителей региона качественным и современным сервисом европейского уровня, раскрыть прямые воздушные ворота в страны ближнего и дальнего зарубежья, сделать полет доступным.

Это еще и эффективный механизм привлечения иностранного бизнеса и туриста в регион. Ну, и естественно, десятки и сотни миллионов гривен ежегодного чистого дохода в городскую казну. А оценить рост международного престижа и узнаваемости Запорожья после появления его на радарах ведущих мировых авиаперевозчиков и аэропортов в денежных знаках даже не удается.

Но для того, чтобы достигнуть намеченных результатов, необходимо объединить усилия и желания каждого из участников процесса авиаперевозок: работников самого КП «Международный аэропорт Запорожье», компаний по обслуживанию пассажиров на территории аэропорта, а также авиаперевозчиков.

Обо всем этом говорили участники совещания, состоявшегося в минувший вторник под руководством городского головы Владимира Буряка. Он поставил задачу создать для пассажиров максимальный комфорт, предоставить качественные услуги и обеспечить безопасность полетов.

Приоритеты в развитии

В начале совещания городской голова рассказал, что за два года с момента принятия депутатами городского совета программы развития международного аэропорта «Запорожье» все убедились в правильности принятого решения. Об этом говорят показатели работы аэропорта. С пяти миллионов чистого дохода предприятие вышло на сорок – проводя при этом определенные работы по ремонту взлетно-посадочной полосы, ограждению периметра территории аэропорта, закупке нового светотехнического и радиолокационного оборудования.

Убежден, что развитие аэропорта является одной из приоритетных задач для города, – отметил Владимир Буряк. – И для ее решения мы работаем в нескольких направлениях. Это ремонт ВПП, которая не ремонтировалась с 1982 года. В прошлом году из 104 тысяч квадратных метров мы отремонтировали больше 20 тысяч. Продолжим и в нынешнем году – запланирован ремонт более 7 тысяч квадратных метров. Мы также понимаем, что развитие аэропорта невозможно без строительства новой полосы.

По предварительным подсчетам, весь комплекс новой полосы – с расширением по длине с 2,5 до 3 км и по ширине, чтобы принимать крупнейшие воздушные судна – обойдется примерно в 1,2 миллиарда гривен. И тут не обойтись без помощи государственного бюджета. Наш аэропорт входит в программу развития аэропортов Украины до 2023 года – на втором месте в списке.

– В ближайший понедельник я побываю в Кабинете министров, встречусь с премьер-министров Владимиром Гройсманом: среди проблемных вопросов Запорожья буду поднимать и тему выделения средств под будущее строительство новой полосы, – рассказал Владимир Буряк. – В этом направлении будем работать как с национальными, так и с международными финансовыми институтами.

Следующим приоритетным направлением является создание современной развитой инфраструктуры. В прошлом году город построил новую качественную дорогу от трассы Харьков-Симферополь к самому терминалу. При этом был выбран комплексный подход, при котором развивается не только сам аэропорт, но и инфраструктура города. Дорога проходит и по частному сектору: во время строительства были созданы и пешеходные дорожки, и заезды во дворы, оборудовано освещение.

За полтора года была проведена большая работа по подготовительным вопросам: прохождение процедур в Кабинете министров, утверждение планов по строительству нового терминала. И 6 сентября разрешение было получено, а 14 декабря приступили к строительству.

– Мы не должны останавливаться на достигнутых результатах. Прежде всего, это проведение переговоров с новыми авиаперевозчиками. Необходимо увеличение количества рейсов. Еще в феврале был подтвержден заход польской компании LOT – со 2 июля открывается прямой рейс в Варшаву. А это – через стыковые рейсы – Западная Европа, Северная Атлантика. В этих направлениях мы и будем развивать наш аэропорт, – убежден городской голова.IMG_3676

Ремонт полосы: ни часу просрочки

В ходе обсуждения указанных направлений директор КП Виктор Бескупский доложил, что благодаря поддержке города аэропорт стабильно развивается. В прошлом году обслужили около 350 тысяч пассажиров. За три года получили пятикратный рост. За первые три месяца текущего года обслужили около 81 тысячи пассажиров – на 30% больше, чем в первом квартале прошлого года. По словам Виктора Бескупского, очень важно, что жители Запорожья могут пользоваться именно своим аэропортом. И люди к этому уже привыкли.

С 26 мая начинается ремонт ВВП. Срок окончания работ – не позднее 14 июня. Напомним, что полоса была построена в середине пятидесятых годов. Последний капремонт проводился в 1982 году. Был назначен ресурс в 20 лет – он выработан уже практически в два раза. Предприятие, как могло, поддерживало полосу в рабочем состоянии. Но все стареет, в том числе и бетон – тем более, когда увеличилась интенсивность работы.

Мнение

– Мы стали принимать большегрузные самолеты. Полоса требует поддерживающего ремонта, – отметил директор аэропорта. – В прошлом году мы провели ремонт самых неотложных участков – по этому пути пошли и в нынешнем. Будет капитально отремонтировано 7070 квадратных метров. Кстати, отремонтированные в прошлом году участки прекрасно отстояли сезон, выдержали очень сложную зиму с большим количеством гололедов и применением немалых объемов химреагентов.

Проект уже прошел экспертизу. До 26 мая предприятие рассчитывает получить все необходимые разрешения на начало работ. После проведения тендера определен подрядчик – и он уже приступил к подготовительным работам. Завезены основные элементы бетонного узла, который будет готовить бетон. Идет его монтаж. Решается вопрос подключения коммуникаций – воды и электричества.

По словам подрядчика, сегодня на объекте работает 15 человек. Смонтирован завод по производству бетона. Готовится 4 агрегата по нарезке плит. Два из них будут работать днем, два – ночью. Работы будут проводиться круглосуточно.

Городской голова подчеркнул, что все подготовительные работы необходимо завершить до 26 мая. В этот день с утра техника должна быть на полосе. И до 15 июня все работы должны быть завершены – в соответствии с требованиями проекта, стандартов, качественно. И уже в этот день аэропорт должен возобновить прием и отправку воздушных суден.

– На время проведения ремонта необходимо свести к минимуму сложности, с которыми могут столкнуться пассажиры и авиакомпании, – поставил задачу Владимир Буряк. – Люди и авиакомпании, которые обращаются в запорожский аэропорт, должны чувствовать заботу о них. Понимать, что предприятие готово решать возникающие проблемные вопросы. Только в этом случае после окончания ремонта они снова будут обращаться за нашими услугами.

Директор аэропорта сообщил, что согласно действующим авиационным правилам, все авиаперевозчики были за 30 суток предупреждены. Те рейсы, которые можно отменить, будут отменены. Будут налажены трансферы пассажиров чартерных рейсов в аэропорты Харькова и Кривого Рога. На период закрытия основной полосы будет работать грунтовая ВПП – с нее планируется выполнять регулярные рейсы в Киев и Минск авиакомпанией «Мотор Сич» по действующему сегодня расписанию, а также чартерные рейсы на воздушных судах, конструкция которых позволяет использовать грунтовую ВПП.

Строительство терминала: все по графику

В ходе обсуждения вопроса строительства нового пассажирского терминала первый заместитель директора ООО «Альтис-Констракшн» (подрядная организация) Сергей Закреничный сообщил, что работы выполняются в соответствии с графиком. Проблем с финансированием нет. На 80% выполнен демонтаж существующих строений, полностью завершены работы по устройству набивных свай, выполнена бетонная подготовка и гидроизоляция, разработан котлован на 12 тысяч кубометров. На 80% выполнены работы по монолитным плитам – это 4 тысячи кубометров: эти работы будут завершены до 22 мая.

Дал слово

– С 25 мая приступаем к монтажу сборного железобетонного каркаса – он будет монтироваться одновременно с металлоконструкциями, – отметил Сергей Закреничный. – На объекте находится уже 60% каркаса и половина металлоконструкций. Простоя работ из-за подвоза быть не должно. Планируем завершить периметр до октября.

Городской голова акцентировал на необходимости выдерживать намеченные сроки, обеспечить качество работ. А город со своей стороны обеспечит финансирование строительства в полном объеме.

Задача: появиться на мировых радарах

Владимир Буряк заявил, что очень важным вопросом является увеличение пассажиропотока в действующем терминале, привлечение новых авиаперевозчиков, открытие новых рейсов и увеличение частоты имеющихся.

Заместитель директора КП Алексей Дубревский доложил, что был проведен маркетинговый анализ структуры пассажиропотока и спроса не только в зоне охвата нашего аэропорта, но и в странах дальнего и ближнего зарубежья, у которых запорожское направление является одним из самых приоритетных. После этого вышли на переговорный процесс не только с авиакомпаниями, но и с туроператорами по формированию летнего расписания 2018 года в части чартерной программы. И на сегодня по количеству рейсов в чартерной программе предприятие имеет рост в полтора раза. Удалось открыть новое направление – Даламан (Турция), которое выполняется уже в этом году рейсами авиакомпании Atlas Global.

– Также актуальна тема захода европейского перевозчика – польской авиакомпании LОТ – в наш аэропорт для организации со 2 июля первого регулярного прямого рейса европейского сообщения. Активно к этому готовимся, – отметил Алексей Дубревский. – Также ведутся переговоры с уже имеющимися авиакомпаниями по расширению их присутствия в Запорожье в плане увеличения частот уже существующих направлений, а также открытию новых.

Кстати

Проводились переговоры с национальными авиаперевозчиками. С 5 до 7 раз в неделю будут увеличены полеты в Минск, на несколько недель раньше, чем в прошлом году, началась чартерная навигация по направлению Бургас (Болгария) авиакомпании «Мотор Сич», выросла летная частота Turkish Airlines. Все это дало основной толчок росту производственных показателей деятельности предприятия – пассажиропотока в первом квартале текущего года. В апреле перевезено более 35 тысяч пассажиров – на 15% больше, чем в марте.

Ведется переговорный процесс с пулом из 28 авиакомпаний, которые позиционируют себя не только, как регулярные сетевые авиаперевозчики, но и как лоукосты – для аэропорта важна и социальная функция перелетов: обеспечить снижение средней стоимости перелетов. Большой задел на среднесрочную перспективу дало участие в форуме Европа-2018 – это для нас впервые. Удалось провести переговоры с 14 авиакомпаниями, 9 аэропортами, а также с поставщиками сопутствующих услуг. Реальна перспектива по открытию регулярных рейсов в Барселону (Испания) – украинский авиаперевозчик может начать еженедельные полеты уже в июне.

Продвинулись в переговорах с компанией-лоукостером: речь идет о рейсах в 2019 году. С другим лоукостером намечены рейсы с 2020-2021 годов. Переговоры непростые: необходимо раскрыть не только потенциал нашего аэропорта, но и всего запорожского региона. Задача: появиться на радаре авиакомпаний, завести их на рынок Запорожья. И, конечно же, многие перевозчики ждут нового терминала.

Реализовать уникальную возможность

Владимир Буряк подчеркнул, что ждать нового терминала, конечно, можно. И можно понять перевозчиков: терминал повысит пропускную возможность в 3,5 раза – со 120 до 400-500 пассажиров в час.

Но задача следующая: сегодня мы имеем терминал, в котором люди, прилетающие в Запорожье или улетающие из города, должны получать максимум комфорта и обслуживания – начиная от пограничных и таможенных служб, а также самих работников аэропорта. Для этого у предприятия имеются необходимые средства, – подчеркнул Владимир Буряк. – Поэтому акцентирую на корректном и качественном обслуживании пассажиров, чистоте и порядке на территории и внутренних помещениях самого аэропорта, создании комфорта даже при сегодняшних стесненных условиях. И для этого не нужно просто ждать нового терминала. Это важное условие для привлечения новых авиаперевозчиков. Такие задачи я ставлю перед руководством предприятия.

Городской голова отметил, что темпы набраны хорошие. И необходимо не только не останавливаться на достигнутом, но и наращивать, продолжать реализовывать выбранный комплексный подход в развитии. Это инфраструктура, строительство нового терминала, содержание ВПП в соответствии с требованиями Госавиаслужбы и перевозчиков.

Цитата

– И самое главное: пассажиры должны получать качественные услуги, – заявил Владимир Буряк. – Это зависит как от работников предприятия, так и от авиаперевозчиков и обслуживающих компаний, работающих на территории аэропорта. Совокупность усилий и желаний каждого по направлению даст ожидаемый результат. На 2018-й год вопрос номер один – это провести качественно и в срок ремонт полосы, не остановиться в строительстве терминала – закончить его в полтора-два года. Для этого имеются все возможности, опыт работы, финансирование.

Кроме того – проведение замены радиотехнической аппаратуры на полосе. А дальше – двигаться в направлении проектирования и создания новой полосы.

– У нас есть уникальная возможность: территория, существующая полоса позволят аэропорту даже при будущем строительстве не останавливать свою деятельность, зарабатывать средства и вкладывать их в развитие, – сказал Владимир Буряк.