Традиционные весенние велодни, проводившиеся в последние годы в Запорожье, показали, что велосипед – это не просто увлечение тысяч людей, не просто здоровый образ жизни, а еще и вполне определенная экологически чистая альтернатива в условиях городского смога и все чаще возникающих “автомобильных пробок”. Но в последние годы в запорожских СМИ всплывают веерные публикации о проблемах, которые велосипедисты испытывают на дорогах города. Попытаемся разобраться, каковы перспективы развития велоинфраструктуры в областном центре.

 

Из личного опыта

Мое детство тесно связано с велосипедами. Ведь в районе военных городков всегда располагались ставки, поля, сады и даже виноградники. Из первой прогулки по Запорожью осенью 1993 года запомнилось преимущество велосипедиста перед пассажиром общественного транспорта. Еду ближе к обеду в воскресенье по проспекту Ленина. Понятное дело, что не держась руками за руль своего велосипеда “Украина”. Так вот, напротив одноименного универмага становлюсь объектом пристального взгляда многих людей, которые ожидают долгожданного в то время троллейбуса. Напомню, что “маршруток” тогда практически не было.
К слову, последующие четыре года без проблем добирался в любую точку Орджоникидзевского района. Да и девушки на велораме тогда катались с удовольствием! Но за день до школьного выпускного один мой товарищ где-то одновременно пробил оба колеса. Словом, с 1997 года велосипед все ржавеет на балконе.

Властно-общественный диалог

В начале июля проблемы велосипедистов обсуждались в мэрии. По итогам встречи создана рабочая группа.
“В результате обсуждения предложено строить велодорожки не по проезжей части, а по тротуарам, там, где это позволяет их ширина и загруженность. Такое решение поможет обезопасить велосипедистов и предотвратить возможные ДТП и не создать неудобства для других участников движения. Это предложение было поддержано всеми участниками встречи”, – отмечает официальный сайт городской власти.
Кроме основных вопросов (строительство велодорожек, парковок для велосипедистов) члены рабочей группы обсуждают и другие вопросы.
Напомним, что по итогам диалогов 2012 года анонсировалось соединение велодорожками парков “Дубовая роща”, “Победы” и “Вознесеновский” с дальнейшим их продолжением по Набережной магистрали. На эти цели планировалось израсходовать 500 тысяч гривен. А также приобретение велосипедов с рациями за 36104 гривен в/ч 3033 Внутренних войск МВД Украины в рамках программы обеспечения общественной безопасности и профилактики преступности.
Игорь Мяло, член рабочей группы, президент Запорожской областной Федерации экстремального велоспорта, рассказывает, в какой стадии сейчас находятся переговоры:
“Рабочая группа четко определяется, с чего необходимо начинать, чтобы действовать по мере поступления финансов.
Велодорожки – это горячая проблема. Набережная не пошла по проекту, потому что это магистраль. Решили, что там хватает и тротуаров. На мой взгляд, велодорожку можно обозначить везде. Главное, чтобы она соответствовала определенным нормам, на ней не должны передвигаться пешеходы и парковаться автомобили.
Также немаловажно иметь велопарковки возле административных зданий и мест общественного назначения. В частности, выходим с предложением сделать их в районе супермаркетов. Напомню, что возле каждого из них есть крытые боксы для приема тележек. Наша рекомендация – возле каждого супермаркета обустроить такой же крытый бокс для парковки велосипедистов. За место в охраняемом боксе платишь 50 копеек, как и за тележку.
Обсуждается и тема велостоянок в черте города. Главное условие – они должны занимать как можно меньше места и быть наименее затратными.
Члены рабочей группы считают, что все это необходимо вносить в Генплан города. Тогда, допустим, открываются дороги, учреждения, кафе, а в них вся эта велоинфраструктура уже предусмотрена.
Немаловажное значение имеет и заинтересованность со стороны руководителей предприятий разных форм собственности. В частности, несколько лет назад на фирме “Рома” пошли навстречу своим сотрудникам: охраняемая велостоянка, по-моему, есть даже душевые. Из крупных предприятий, когда-то работал на “ЗТЗ”. До смены руководства нам разрешалось ввозить велосипеды на территорию завода через транспортную проходную. В прошлом году сделали велостоянку на “Запорожстали”. Думаю, если потребуется ее расширять – они это сделают. Главное, чтобы она была охраняемой. Работники жалуются, что за сохранность велосипедов предприятие ответственности не несет. По поводу других предприятий информации у меня нет.
Члены рабочей группы рекомендуют, чтобы на территории предприятий оборудовались крытые охраняемые велостоянки. Считаю привлечение сотрудников к здоровому образу жизни делом выгодным. Поскольку на велосипедах они приезжают бодрыми, готовыми к продуктивной работе”, – считает Игорь Мяло.

Позиция работодателей

В свою очередь, на комбинате “Запорожсталь” нас заверили, что поддерживают стремление своих работников вести здоровый образ жизни. “В том числе передвигаться от дома к месту работы и обратно на экологически безопасном виде транспорта, которым является велосипед. Поэтому для удобства работников предприятия в 2013 году на всех автомобильных и пешеходных проходных оборудованы специальные стоянки для велосипедов. Всего одновременно они могут разместить 100 велосипедов. Стоянки находятся на охраняемой территории комбината”, – отвечает пресс-служба “Запорожстали”.
По словам и. о. директора по персоналу ПАО “Днепроспецсталь” Людмилы Василеги, из шести тысяч работников предприятия около 40 % составляет молодежь в возрасте до 35 лет. “Безусловно, что с учетом специфики нашего предприятия руководство держит на контроле вопросы оздоровления работников. Поэтому любые начинания наших сотрудников, связанные со спортом и здоровым образом жизни, мы воспринимаем положительно и максимально стараемся помочь в воплощении данных идей. Сейчас ответственные по работе с молодежью проводят опрос среди работников структурных подразделений с целью определить необходимость размещения велосипедных стоянок у заводоуправления и на территории производственных участков. Изучим спрос, и тогда уже будем четко понимать, какие стоянки, где и каких размеров нужно размещать. Просьбу заводчан без внимания не оставим”, – подчеркивает она.
Отметим, что все наши попытки получить ответы от других градообразующих предприятий успехом не увенчались.
В соседних промгородах
Ко Дню металлурга в Мариуполе открыли очередную, на этот раз 600-метровую велодорожку. А главным управлением по благоустройству и коммунальному обслуживанию Донецкого горсовета в июне вынесена на обсуждение общественности Концепция развития велоинфраструктуры. Согласно которой, общая протяженность велодорожек составляет около 60 километров. Реализация концепции в Донецке запланирована на 2014 год, по итогам обсуждения с населением.

За границей

По словам Игоря Мяло, из стран ближнего зарубежья ему наиболее симпатична инфраструктура в российской Анапе.
“Велодорожка четко обозначена желтой полосой. Ее ширина составляет где-то 1,5 метра. Нарисованы трафаретки велосипедов, ливневки смещены в сторону газона, никакого припаркованного транспорта. Парковки для авто есть, но они вынесены в район так называемых зеленых зон. Это говорит о том, что работает ГАИ”, – считает он.
А вот уже в Словакии, вспоминает Игорь Мяло, на стоянке возле мэрии он заметил всего несколько авто и много велосипедов: “Это говорит о том, что большинство из чиновников мэрии приехали на велосипедах. На стоянке надпись: “Ведется видеонаблюдение”. На центральной магистрали есть велодорожка. В остальных местах действует договоренность, что велосипедисты ездят по правой стороне широкого тротуара”.
Руководитель клуба “Веломир Запорожье” Станислав Корягин говорит, что в Испании функционируют даже велосветофоры на транспортных развязках. А в Австрии через каждые два-три километра существуют паркинги велопроката. Первый час бесплатно, каждый последующий обходится в евро.
“Многие австрийцы этим пользуются, ведь за час им можно спокойно добраться к себе на работу”, – говорит руководитель велоклуба.
Прокат велосипедов действует и в Запорожье. К примеру, в районе музея истории Запорожского казачества в выходные и праздничные дни – за 25 грн. в час. В будний день – 100 грн. (с 10 до 20.00), или – 25 грн. в час. Для сравнения, в магазине на бульваре Шевченко – 80 грн. в сутки.

 

Комментарии экспертов

Геннадий Рекалов, председатель постоянной депутатской комиссии горсовета по вопросам жизнеобеспечения, не оптимистичен: “Велодорожки в нынешних экономических условиях – несбыточная мечта. Я хочу, чтобы в городе было так, как в Амстердаме. Но сегодня все средства, которые только возможно, мы обязаны направить на ремонт инфраструктуры ЖКХ. Иначе будет беда. Экологическая катастрофа в районе парка “Дубовая роща” – последний звонок”.
Андрей Топчий, начальник сектора профилактической работы Запорожского областного управления ГАИ, заявляет:
“Мы с удовольствием примем участие в разрешении всех вопросов касательно согласования схем организации дорожного движения. Но на сегодняшний день вопрос требует серьезных материальных затрат. Согласно законодательству, владельцами уличных дорожных сетей являются органы местного самоуправления. Если велодорожки узаконят и отдельно выделят, поверьте, мы будем только рады этому событию”.

А в это время

В ходе состоявшегося на прошлой неделе расширенного заседания коллегии главного управления Госсанэпидслужбы в Запорожской области подчеркивалось, что состояние атмосферного воздуха в Запорожье остается неудовлетворительным. И это является одним из факторов распространенности заболеваемости у взрослых и детей.
Руководитель Ассоциации “Экологическое образование” (АсЭкО) Виталий Шелегеда убежден, что вслед за активизацией велодвижения снизятся выбросы выхлопных газов в атмосферу.
“По крайней мере, за счет снижения интенсивности движения общественного транспорта. Безусловно, все это нужно серьезно просчитывать. Но и нужна соответствующая инфраструктура.
Помню, когда в процессе проектирования мостов общественность выступила за наличие там велодорожек, но по итогам строительства дороги на острове Хортица их не оказалось.
Лично у меня есть велосипед. Месяца три-четыре использовал его для поездок на работу из Хортицкого района в центр города. Но из-за ям и грязных обочин плюнул на это дело. Опять пользуюсь общественным транспортом”, – делится мнением Виталий Шелегеда.

Потребитель

Дмитрий Пивнев, 36-летний запорожец:
– За рулем автомобиля я с 1995 года, но люблю и велосипед.
Живу в поселке Зеленый Яр (Шевченковский район). Например, если машиной добраться на Центральный пляж – 20 минут, “маршруткой” – от 40 минут, то на своем спортивном велосипеде в последний раз добрался за 32 минуты. Езда на “Волну” (Южный микрорайон), чтобы поиграть в футбол или порыбачить машиной занимает от 25 минут, “маршруткой” -свыше часа, на велосипеде – до 40 минут.
Работаю в Запорожском медицинском колледже. На машине это все те же 20–30 минут. На общественном транспорте – от 40 и до часа. На велосипеде, если честно, ни разу не ездил. Понимаете, тут многое зависит от времени, месторасположения и погодных условий: час пик, езда через харьковскую трассу. Хотя мой знакомый Игорь Лущинский, учитель из 20-й школы, велосипедом ездит на работу каждый день. Живет близко, у него это занимает не более пяти минут. Вот если бы только возвращаться на велосипеде, думаю, часто этим пользовался бы.
Идею строительства велостоянок возле супермаркетов поддерживаю. До одного из них в районе “Уральских казарм” на машине мне ехать минут 5–10. Чтобы лишний раз бензин не палить – велосипедом-таки пользуюсь. Оставляю его возле ячеек для вещей посетителей. Охрана ничего не говорила, хотя и погода позволяла – велосипед был чистым.
Чтобы не испачкаться, стараюсь одеваться проще. В основном использую объездные пути. По проспекту Ленина практически не катаюсь – там много припаркованного транспорта, ездят троллейбусы, маршрутные такси. Думаю, нереально там построить велодорожки. А вот на улице Победы, Набережной магистрали, как по мне, их не хватает. Тротуары там часто прерываются перекрестками, нет плавных спусков с бордюров. Ездить по самим дорогам страшновато из-за машин, которые зачастую превышают допустимую в городе скорость в 60 километров в час.
Хотя, по-моему, отношение водителей к велосипедистам в последнее время становится более адекватным. К примеру, еду на велосипеде по пустой главной дороге, но находящийся на второстепенной дороге водитель авто меня пропускает, только затем продолжая свое движение. Так что не все в этом плане у нас и плохо, – считает запорожец Дмитрий Пивнев.