С 1 января текущего года регистрировать права на недвижимое имущество будет Государственная регистрационная служба Украины (Укргосреестр), которой управляет Министерство юстиции. Эта служба ведет Единый государственный реестр имущественных прав на недвижимое имущество, где сосредоточится вся информация о недвижимости Украины.

В Запорожской области действуют регистрационная областная служба и 23 территориальных.О том, какие именно функции будет выполнять новая структура, “ЗС” рассказал начальник  регистрационной службы Запорожского  городского  управления юстиции Денис Абрамов:
– Укргосреестр создан с целью оптимизации системы центральных органов исполнительной власти, устранения дублирования их полномочий, обеспечения сокращения численности управленческого аппарата и расходов на его содержание, повышения эффективности государственного управления. Кроме этого, было принято решение о том, что все реестры должны быть под контролем государства, а не коммерческих или других структур. С нового года регистрацию всех имущественных прав на недвижимость, включая землю, осуществляют исключительно органы юстиции, а именно Государственная регистрационная служба. Для граждан общая процедура, например, купли-продажи квартиры, существенно не изменится, она даже упростится. Что касается функций новой службы, то она будет курировать несколько направлений: кроме регистрации недвижимости, регистрацию актов гражданского состояния, легализацию общественных и партийных организаций, государственную регистрацию печатных СМИ и информационных агентств, а также юридических и физических лиц-предпринимателей.
Операции с жилыми и офисными помещениями станут прерогативой регистрационной службы.
– Сколько времени займет госрегистрация имущественных прав?
– Не более 14 рабочих дней с момента принятия заявления о регистрации (с 2014 года планируется сократить эту процедуру до пяти дней). Подтверждение внесения записи в Госреестр – это выписка о регистрации, один экземпляр которой выдают заявителю, а второй приобщают к регистрационному делу. Если речь идет об ограничении имущественных прав или ипотеке, то этот срок – один рабочий день. С 1 января 2013 года для совершения сделки купли-продажи квартиры необходимо обращаться только к нотариусам. Нотариус проверит право собственности продавца по реестру, который сейчас ведет БТИ, проведет государственную регистрацию прав продавца в “новом” Государственном реестре, засвидетельствует договор купли-продажи и на основании этого проведет госрегистрацию права собственности на квартиру покупателя.
– Одним из преимуществ новой структуры над БТИ называлось устранение очередей, однако же в коридорах Госреестра очень многолюдно. Как скоро эта проблема будет решена?
– Данная ситуация обусловлена тем, что многие граждане не успели зарегистрировать свои имущественные права в БТИ еще в прошлом году (порядка 2500). Теперь они пришли к нам. Мы приняли в работу более 1700 заявлений, из которых уже выполнено порядка 700. Кстати, эта “волна” становится с каждым днем все меньше. Во многом благодаря тому, что у нас функционируют пять окон. Из которых четыре предназначены для приема документов, а одно окно – для их выдачи. При отработке заказов граждан в сроки, обусловленные законом, мы полностью укладываемся.
Законом предусмотрены пошлины за государственную регистрацию прав и их отягощений, за предоставление выписок из Госреестра. Так, за госрегистрацию установлена плата в 119 гривен, за регистрацию других имущественных прав – 51 гривна, за выписку из Госреестра – 120 гривен. В частности, регистрации подлежат: право собственности на недвижимое имущество, право владения и пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд, право застройки земельного участка, право постоянного пользования и аренды земельного участка, право пользования зданием или другими капитальными сооружениями, их отдельными частями, ипотека.
Областная, городская и   регистрационная службы Запорожского района расположены по одному адресу: г. Запорожье, ул.Дзержинского, 5.

График работы: понедельник и среда – 8.00-16.30, вторник и четверг – 8.00-19.30, пятница – 8.00-16.00,  в субботу с 8.00 до 15.30 работают дежурные специалисты.

Неонила Сепп:
“БТИ работает в обычном режиме”

Бюро технической инвентаризации (БТИ) и Государственный комитет Украины по земельным ресурсам (Госкомзем) передают владельцу Государственного реестра – Минюсту – права на регистрацию земельного участка. В каждом районе и городе областного значения созданы структурные подразделения Государственной регистрационной службы.

Неонила Сепп

На сегодняшний день в Украине функционируют около 500 служб БТИ. Вместе с тем,  уже созданы 583 регистрационные службы на территории государства. Что касается БТИ, то к ним можно будет обращаться за технической инвентаризацией объекта недвижимости, то есть для определения фактической площади, объема, технического состояния объекта. БТИ проверяет, не было ли там незаконной перепланировки. Если человек хочет вместо кухни сделать спальню, тогда надо обращаться в БТИ, а если просто перерегистрировать квартиру, тогда – к регистраторам. При этом техническую инвентаризацию перед продажей проводить не обязательно, на усмотрение сторон договора.
О том, чем сейчас занимается Бюро технической инвентаризации, “ЗС” рассказала директор ООО ЗМБТИ, депутат Запорожского городского совета Неонила Сепп.
– Сразу же хочу успокоить людей – БТИ работает в обычном режиме и продолжает свою деятельность. Некоторые высокопоставленные чиновники в столице своими заявлениями о том, что БТИ себя изжило и туда ходить уже не надо, просто внесли сумятицу среди людей. Да, мы передали часть наших функций Укргосреестру, что составляет порядка 40 процентов от общего количества дел, однако же  продолжаем работать и дальше. За БТИ осталось проведение технической инвентаризации недвижимости, составление технических паспортов, выполнение судебно-технической экспертизы, а также оценка имущества.
– Есть ли какие-то проблемы переходного периода?
– Потеря части функций естественным образом сказалась на численном составе бюро. Потому из 230 членов коллектива осталось лишь 105 человек. Специалистов мы сократили из-за внесенных в Закон “О регистрации имущественных прав” изменений. С 1 января при купле-продаже или дарении недвижимости сверять планировку квартиры с ее техпаспортом, а значит, проводить обязательную техническую инвентаризацию уже не надо. Ответственность за этот вопрос возложена непосредственно на продавца и покупателя. Они сами будут решать, обращаться им в БТИ или нет. Теперь нотариус может взять техпаспорт любого года обследования объекта и лишь проверить, точно ли он был составлен, и все, а это создает почву для нарушения закона и ухода от уплаты налогов. К примеру, внук получил по наследству небольшой домик в 60 кв. м, а потом снес его и построил на участке “домишко” в 500–600 квадратов. При этом по документам проходит все тот же маленький домик. Мы уже фиксировали в Запорожье аналогичные случаи.
Хотелось бы заострить внимание еще на одном моменте. Сейчас в стенах Верховной Рады Украины рассматривается законопроект по технической инвентаризации, по которому все наработанные материалы необходимо передать в архив. Из этого следует, что если наши специалисты даже выедут на объект, то они уже не смогут сравнить, что было раньше на этом месте и что есть на самом деле. Гражданин скажет, что техпаспорт потерял, и мы будем вынуждены фиксировать лишь то, что видим. Такое положение вещей создает большую угрозу, ведь исчезает само понятие самовольного строительства или перепланировки. В этом проекте есть еще ряд “мин замедленного действия”. Ведь если этот проект станет законом, то технической инвентаризацией сможет заниматься человек, имеющий строительное образование и соответствующий сертификат на выполнение этих работ, что может привести к сумбуру и злоупотреблениям.
– Когда же простому гражданину обязательно следует обращаться в БТИ?
– Когда принято решение об оформлении права собственности на объект недвижимости. Человеку необходимо иметь техпаспорт на свое жилище. Техпаспорта никто не отменял, их получение – первый шаг гражданина в получении собственности. Иначе может получиться, что человек уедет коротать зиму в город к детям, а весной вернется и выяснит, что (садовый) дом-то уже не его. И документов на него нет, зато они есть у самозванца, который ловко воспользовался “прорехами” в законах.
– Есть ли проблемы во взаимоотношениях по линии БТИ-Укргосреестр?
– В Законе о регистрации имущественных прав написано, что вновь созданная структура пользуется реестром, который работает с 2003 года. Укргосреестру поставили новую программу, и они ее наполняют. Но есть информация, которая хранится только в реестровых книгах, картотеках, реестровых делах. Со своей стороны мы готовы ее передать вновь созданной организации. Однако Укргосреестр “бумаги” у нас не принимает на том основании, что нет на то полномочий. Согласно Закону “О регистрации имущественных прав” информацию с бумажных носителей должны выдавать предприятия, которые проводили эту процедуру до 1-го января 2013-го, в течение трех дней на безоплатной основе. Однако, к сожалению, у нас нет сегодня возможности взять специалиста с юридическим образованием для выполнения такой работы. Кроме того, нарушается главный Закон Украины – Конституция, которая гарантирует человеку право на оплачиваемый труд, а эту работу предлагается делать бесплатно… В БТИ до 1 января этого года юридический отдел состоял из 16 сотрудников, которые выполняли эти функции на платной основе. После сокращения штатов у нас не осталось ни одного юриста и даже просто специалиста, которому можно поручить подготовку подобной специфической информации. На сегодня таких полномочий у нашего предприятия уже нет. Получается тупик, а при таком положении дел крайними могут оказаться простые люди.

ВИДЕОАНОНС номера “ЗС” от 31.01.2013: http://youtu.be/CDc9NdiRNYQ