Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристической организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, составляя 7,9 процента в его общем объёме.

 

По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся, а к 2020 году число международных туристских прибытий составит 1,561 миллиарда поездок. Мировые доходы от туризма достигнут 2 триллионов долларов США. На сегодня на долю Запорожья в этом направлении приходится очень незначительная часть, однако город имеет потенциал, а главное –  желание откусить от туристического пирога значительно больший финансовый кусок. Благо, у нас есть что показать. Здесь и всем известная Хортица, и Старый Александровск, и промышленный туризм. При этом Запорожье должно создавать такую атмосферу, чтобы в нем хотелось пожить несколько дней. Для этого у туриста должен быть широкий выбор для досуга, чего пока мы на постоянной основе предложить не можем. Однако “лепить” интересное для гостей в Запорожье есть из чего. Особый интерес для туристов представляют многочисленные памятники природы, истории и культуры разных народов, населявших Хортицу в незапамятные времена. Это – многочисленные курганы, более двух десятков древних поселений и стоянок, культовые центры бронзового века, замок Дмитрия Вишневецкого, летописное древнерусское поселение Протолче, предметы периода русско-турецкой войны, памятные места и музей запорожского казачества. Близость города создает хорошие условия для отдыха, прогулок и туризма.

 

 

Запорожская стратегия

Для того чтобы конкретно знать, с чего начинать развивать туристическую отрасль, в Запорожье решили разработать Стратегию развития туризма.
Основная работа по проекту Стратегии началась 16 апреля этого года и закончилась 25 сентября, как раз накануне Всемирного дня туризма. В течение месяца документ еще будет обсуждаться, дорабатываться, согласовываться. Планируется, что после этого он будет вынесен на утверждение сессии городского совета. Для его разработки было создано 5 рабочих групп по разным перспективным направлениям развития туристической отрасли города: этнонациональный, культурно-исторический, празднично-фестивальный туризм; остров Хортица и Национальный заповедник “Хортица”; промышленный и деловой туризм; активно-оздоровительный туризм и спортивные события; “календарь туриста”, общая информационная поддержка.
По словам эксперта проекта по созданию Стратегии Виталия Лысенко, для определения приоритетов развития туризма было проведено несколько фокус-групп и опрос жителей Запорожья. Так, например, среди приоритетных направлений запорожского туризма опрошенные назвали познавательный историко-культурный туризм, связанный с островом Хортицей, музеем запорожского казачества и историко-культурным комплексом “Запорожская Сечь”, “зеленый” и экологический туризм, а также событийный празднично-фестивальный туризм. Многих заинтересовала возможность развития в нашем городе промышленного туризма. На основе собранных материалов был разработан ряд предложений, касающихся Стратегии развития туризма в Запорожье, которые ещё будут проходить дальнейшее обсуждение.
– Проект Стратегии развития туризма в городе Запорожье – это документ, который определяет основные направления развития туристической отрасли города, а также дает конкретный, пошаговый практический механизм для этого, – говорит Виталий Лысенко. – Стратегия рассчитана на пятилетний период времени (с 2014 по 2018 годы) и включает в себя три этапа ее внедрения.
Так, первый этап (1,5–2 года) направлен на создание базовых условий для развития туристической отрасли. Следующие 1,5–2 года – время вывода на всеукраинский и международный рынок ключевых туристических продуктов Запорожья. Третий этап – формирование и активное продвижение запорожских туристических брендов и увеличение привлечения туристов. Кроме того, город должен создать условия для дальнейшего развития туризма и новых наработок на стратегическом и тактическом уровнях, – подытожил Виталий Лысенко.

Проблемы решить можно…

Общая для города проблематика в сфере развития туризма на сегодня выглядит так: отсутствие четко действующей системы управления туристической отрасли, недостаточное использование возможностей кооперации и партнерства (бизнес-ассоциаций, объединений городов, побратимских связей с другими муниципалитетами), неразвитость городской туристической инфраструктуры (имеется в виду количество отелей, ресторанов и кафе, оборудованных велодорожек, пешеходных маршрутов), отсутствие общегородской “сверхидеи” и традиций гостеприимства, открытости к приему туристов, определенная информационная ограниченность.
Кроме этого, существует неразвитость системы рекламной и другой маркетинговой поддержки и имидж Запорожья как промышленного центра с большим уровнем загрязнения. На данный момент у нас, в отличие, например, от соседнего Днепропетровска, нигде не найдешь бесплатных туристических карт, схем города. Или хотя бы за символические деньги. Изданные на сегодня карты-схемы, даже совсем простые, стоят как глянцевый журнал. Не говоря уже о более “весомых” туристических путеводителях.

Промышленный туризм может работать
на благо города

Считается, что нельзя в городе в равной степени развивать промышленность и туризм. Мол, это несовместимые сферы, которые мешают друг другу. Все потому, что мы привыкли воспринимать туризм как морское путешествие, посещение музеев или исторических мест. Но непредсказуемое развитие быстро меняющегося мира доказывает, что прорывы в развитии надо искать как раз в совмещении несовместимого. Одно из ярких доказательств – начавшийся 15 лет назад бум промышленного туризма в Западной Европе.
Промышленный туризм – организация регулярных туристических туров на действующие (или когда-то действовавшие) промышленные предприятия. Поскольку промышленный туризм – явление междисциплинарное, то исследований, посвященных ему, почти нет. Все, что есть, – огромное число примеров городов, успешно эксплуатирующих туристов на своих предприятиях. В одной только Франции к 2007 году 1700 компаний принимали туристов на своих производственных площадках. Лидирует здесь приливная электростанция в Рансе, которая ежегодно принимает 300000 туристов. А в Англии шоколадную фабрику Кэдберри посещают 400000 человек. В Испании общим местом становятся винные туры, во Франции – сырные, в Нидерландах – цветочные…
В какой-то мере промышленный туризм присутствует и в Запорожье, но это скорее исключение из правила. К тому же, делается это все явно без азарта, как дань моде и без учета тех многосторонних выгод, которые перечислены выше. Во-первых, на такие экскурсии очень трудно попасть. Чаще всего они доступны только специальным гостям, иногда – школьным группам. Между тем, современные туристы – это “коллекционеры мест”. Их, жертв глобального ускорения, уже не вполне удовлетворяет стандартный туристский ассортимент – морские пляжи и картинные галереи. Они все чаще стремятся к комплексным впечатлениям – совмещать отдых с познавательными целями, поправку здоровья с экскурсиями, посещение деловой конференции со спортивной активностью и осмотром достопримечательностей. Экскурсия на предприятия – это как раз то, что надо. Знакомый город открывается с необычной стороны.

Потенциал есть,
надо развивать

– Сложно точно сказать, на сколько именно процентов сегодня Запорожье использует свой туристический потенциал, – говорит Виталий Лысенко. – Если сравнивать с похожими городами, такими как Винница, Донецк, Днепропетровск, Полтава, Харьков, то примерно на 10–15 процентов. Устойчивый туристический поток в город пока не сформирован, кроме острова Хортицы. Но, с другой стороны, Запорожье не было участником Евро-2012, у нас пока нет общеизвестного “раскрученного” мероприятия в сфере событийного туризма (как, например, Сорочинская ярмарка). Если говорить о туристическом потенциале города глазами экспертов, то, например, известным в Украине рейтингом городов от журнала “Фокус” туристический потенциал Запорожья расценивается на уровне указанных выше городов (кроме Винницы, где он сегодня намного выше). Кстати, секрет Винницы – как раз в целенаправленной маркетинговой политике города и более развитом муниципальном управлении, в активности местного бизнеса и общественности, а также во внедрении ряда проектов, ориентированных именно на туристов, – констатировал Виталий Лысенко.
Имея богатый туристический потенциал, Запорожье пока слабо его использует. Например, уже сегодня Национальный заповедник “Хортица” принимает до 250 тысяч туристов и экскурсантов в год. Это третий по посещаемости туристический объект в Украине. Большинство гостей города можно заинтересовать и другими объектами Запорожья. Однако имеющаяся инфраструктура практически не позволяет сегодня увеличивать туристический поток. Кроме этого, запорожским историческим местам не хватает узнаваемости. Информационные столбы, афиши, киоски просто необходимы. Людей нужно направить, один раз показать дорожку в музей, к историческому месту. Запорожье вполне может стать отправной точкой всех экскурсионных маршрутов региона. Перспективы есть, но работы очень много.