Александр Нишенко

В последнее время в СМИ появился ряд публикаций о закрытии дошкольного учреждения Каменской специализированной школы-интерната для слабослышащих детей – КРУ проверило штатное расписание и cделало предписание, что в интернате лишние ставки, что означает нецелевое использование бюджетных средств. Так как дошкольное учреждение не может существовать отдельно от интерната, было принято решение закрывать его поэтапно и открыть дошкольные отделения для слабослышащих детей при Каменской школе-интернате и в реабилитационном центре “Джерело”, расположенном в Запорожье. Корреспонденты “ЗС” побывали в реабилитационном центре “Джерело” на Зеленом Яру (ул. Червонополянская, 2) и ознакомились с условиями, созданными для обучения и воспитания детей. Готово ли учреждение открыть новые группы?

Директор коммунального учреждения “Запорожский учебно-реабилитационный центр “Джерело” Александр Нишенко рассказал, что центр создан на базе школы-интерната № 6 для глухих детей. Учебному учреждению более 100 лет. Сначала это была так называемая “школа-хутор” для глухонемых детей, а с 2005 года, после реорганизации – учебно-реабилитационный центр “Джерело”. За это время наработаны интересные и прогрессивные методики по работе со слабослышащими и глухими детьми, накоплен опыт, созданы прекрасные условия для обучения и воспитания.
Сейчас в учреждении учатся и проходят реабилитацию 290 детей от 1,5 до 18 лет из Запорожской и других областей Украины, из них – 14 ребят, лишённых родительской опеки. Помимо слабослышащих и глухих, здесь обучаются и воспитываются дети с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Пребывание в центре круглосуточное, бесплатное. По желанию и возможности воспитанники уезжают на выходные или каникулы домой.
“На данный момент мощностей центра хватает, чтобы принять дополнительно ещё пять дошкольных групп для слабослышащих и глухих детей (40–50 человек). Мы работаем по эффективной методике, благодаря которой дети успешно овладевают речью”, – говорит Александр Нишенко.
Что такое единая речевая среда?
Заместитель директора реабилитационного центра “Джерело” Валентина Плис отметила, что адаптация глухого ребёнка происходит быстрее, когда он обучается наряду со слышащими. Для этого в центре создаётся единая речевая среда. “У нас дети с различной степенью потери слуха, поэтому сурдопедагоги и воспитатели проводят индивидуальные занятия по развитию слухового, слухо-зрительного восприятия, формированию навыков произношения, воспитывают стремление и привычку пользоваться устной речью в общении”, – сказала Валентина Плис.
Сейчас в центре работают две группы дошкольников, имеющих нарушения слуха, в каждой из них – 7–8 человек, также есть группы, в которых воспитываются дети с заболеваниями органов пищеварения.
Корреспондент “ЗС” побывала в этих дошкольных группах. Группы (как, впрочем, и центр в целом) хорошо оборудованы, отремонтированы. Атмосфера – добрая, уютная, семейная. Несмотря на то, что у детей проблемы со слухом, они понимают взрослых, общаются между собой, произносят некоторые слова, соотнося написанные слова с предметами.
“И это – результат всего за полгода! Наши методики успешны, малыши хорошо развиваются, специалисты постоянно работают над постановкой звуков и их автоматизацией. После садика дети с нарушениями слуха с 1 по 4 класс учатся по спецпрограмме, а начиная с 5 по 12 класс – по общеобразовательной. Сейчас в центре 9 классов начального звена и 10 – старшего”, – отметила Валентина Плис.
Жестовая речь – дополнительный способ общения
Одним из приоритетных заданий Центра является формирование и коррекция словесного общения учащихся на основе развития сохранной слуховой функции с целью использования остатков слуха в учебном процессе и во внеурочное время.
В центре “Джерело”, помимо речевого общения, изучают жестовую речь, которая предусмотрена госпрограммой для детей с нарушениями слуха (как глухих, так и слабослышащих). О необходимости подобных уроков заявляют ведущие специалисты не только Украины, но и всего мира. Жестовая речь – это дополнительный язык общения для людей с нарушениями слуха, которым не стоит пренебрегать. Среди некоторых родителей ведутся дискуссии по поводу целесообразности использования языка жестов. Специалисты нашего центра считают, что лишними знания не бывают, чем больше ребята будут знать, чем большими навыками они будут владеть, тем лучше и легче они смогут общаться и развиваться. Бывают случаи, когда слух с возрастом ухудшается, и жестовая речь становится просто необходимой”, – отметила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Крохмаль.
Корреспондент “ЗС” посетила некоторые уроки и убедилась, что школьники общаются преимущественно словесной речью (как устной, так и письменной). Для реабилитации воспитанников в центре имеется прекрасное медицинское оборудование (22 аппарата), работают кабинеты физпроцедур, проводится массаж, спа-процедуры, занятия лечебной физкультурой.
Здесь дают путёвку в жизнь
Заместитель директора по воспитательной работе Наталья Коршунова рассказала, что в первой половине дня школьники учатся, а во второй – посещают кружки различных направлений. С ребятами занимаются хореографией, декоративно-прикладным творчеством, спортом, учат кулинарному и парикмахерскому искусству.
Кстати, во время нашего визита здесь пахло блинами – юные кулинары готовились к Масленице…
Результаты кружковой работы налицо: воспитанники центра принимают участие в международных, всеукраинских и областных фестивалях и конкурсах, здесь есть свои “звёздочки”, рождаются таланты.
В учебном заведении также занимаются допрофессиональной подготовкой. В центре есть слесарная и швейная мастерские. После окончания школы, пройдя адаптационный период на предприятиях, с которыми заключены договоры, ребята могут работать токарями, слесарями и швеями. Помимо этого, определённая часть детей поступает в колледжи, техникумы и вузы, причём не только в Запорожье, но и в Киеве, Днепропетровске, Херсоне.
“Мы прилагаем максимум усилий, чтобы трудоустроить наших выпускников, особенно тех, у кого нет родителей. Это – наши дети, они нам все родные и близкие. Помогаем, как можем – и приданое готовим, и с жильём помогаем, и с работой. Мы всегда в курсе, как они живут”, – говорит Наталья Коршунова.
Директор учреждения Александр Нишенко сообщил, что 6 марта “Джерело” приглашает родителей, у которых есть дети с нарушениями слуха, на “День открытых дверей” для более детального ознакомления с системой работы учреждения. “Родители сами смогут посетить воспитательные мероприятия, уроки, посмотреть материальную базу, получить необходимые консультации. Ждём встречи в центре “Джерело”, – говорит Александр Нишенко. – Информация, изложенная на бумаге, никогда не заменит личное общение”.
Фото автора