4 июля 1989 года самолёт “МиГ-23” советских ВВС взлетел с аэродрома в Польше. После отказа авиационной техники лётчик катапультировался, а неуправляемая машина пролетела около 900 км над территорией ГДР, ФРГ, Нидерландов, Бельгии и упала на жилой дом возле франко-бельгийской границы. На земле погиб один человек… (Из газет)
“Летучий голландец” советского производства
Формально во всем оказалась виновата техника, хотя виноватых в этот раз не “назначили”. Единственное, что выяснили советские специалисты, которым вернули фрагменты самолета, найденные в Бельгии, это то, что двигатель “МиГа” до этого за год ремонтировали пять раз. Что касается авиационного командования и непосредственно пилота, то к ним у следствия вопросов не возникло. А должно бы…
“4 июля 1989 года для полковника ВВС СССР Николая Скуридина был первый лётный день после отпуска. Скуридин считался опытным пилотом – он был лётчиком 1-го класса, налетал более 1700 часов, в том числе 527 часов на “МиГ-23”; занимал должность начальника политотдела 239-й истребительной авиационной дивизии в Северной группе войск. В тот день утром он уже совершил контрольный полёт для восстановления навыков техники пилотирования на двухместном учебно-боевом самолёте, и ему предстояло выполнить второй полёт на одноместной боевой машине. В 9:18 (здесь и далее всё время переведено в среднеевропейское) он взлетел с аэродрома Колобжег (Польша) на “МиГ-23М”, бортовой номер 29, принадлежавшем 871-му истребительному авиационному Померанскому Краснознамённому полку. На 41-й секунде полёта произошло внезапное уменьшение оборотов двигателя, лётчик отметил хлопок в левом воздухозаборнике, падение тяги и снижение самолёта. Произошедшее самопроизвольное выключение форсажа лётчик воспринял как остановку двигателя, сообщил руководителю полётов о своём решении катапультироваться и произвёл катапультирование после получения соответствующей команды. При приземлении он повредил руку”. (“Википедия”)
Давайте рассмотрим ситуацию. Первое. В авиации, в частности советской – все начальство было летающим. Замы командира полка очень хорошо летали, все остальные – на уровне налета положенных часов. Второе. В полк прибывает целый начальник политотдела дивизии, за которым стоит настоящая “советская инквизиция” в виде парткомиссии политотдела, чтобы отлетать формальные часы. Но вместо того, чтобы все командование истребительного полка и отдельного батальона аэродромно-технического обслуживания стояло “на ушах”, ему подсовывают заведомо ненадежный самолет. Третье. Опытный летчик – пусть он даже начальник политотдела, к собственно авиации имеющий лишь косвенное отношение, все же способен оценить ситуацию. И катапультироваться лишь тогда, когда все – и никаких других путей к спасению и пилота, и машины нет. И еще одно: катапультирование в истребительной авиации – это героический поступок. Ибо из-за перегрузок и полученных травм летчиков нередко после этого комиссовали, т.е., как минимум, убирали с летной работы.
Мы почему прикопались к деталям – из нелюбви к политотделам? Да нет, хотя кто в армии служил, не только в цирке не смеется, но и до сих пор уверен: хороших начальников политотделов не бывает… Еще одна цитата: “В 10:00 и.о. командующего авиацией Северной группы войск генерал-майор авиации В. Огнев доложил командованию ВВС о произошедшем и о том, что самолёт “упал в море, никакого ущерба при этом не причинил”. Это не соответствовало действительности. Как показали данные “чёрного ящика”, через 6 секунд после катапультирования двигатель начал набирать обороты. Самолёт прекратил снижение, перешёл в горизонтальный полёт и пропал из поля зрения. Полёт осуществлялся на автопилоте, и после восстановления оборотов двигателя машина была автоматически переведена в набор высоты. Самолёт в автоматическом режиме продолжал полёт в западном направлении”. (“Википедия”)
И тут возникает целая “куча” новых вопросов! Ведь из материалов следствия непонятно – был ли совершен какой-то маневр до установки самолета на “автопилот”? К тому же, автопилот на падающей машине начинает работать автоматически или его устанавливает пилот?
Опять же, все наши претензии не только из-за того, что обеспечение полетов системой радиолокационного контроля Северной группы войск, Западной группы войск, ПВО Польши и ГДР было поставлено из рук вон плохо. Дело в том, что еще немного, и самолет этот должен был долететь до французского города Лилль и упасть на городские кварталы или быть сбитым на подлете к этому городу двумя американскими истребителями F-15 “Игл”. Последние сопровождали “МиГ” сразу же после пересечения им госграницы ФРГ со стороны ГДР (Германской демократической республики).
Чреда странностей
Ну, и упал бы этот самолет на Лилль, или сбили бы его на подлете, так и что? А то… “4 июля 1989 года состоялся визит Горбачева во Францию. И (президент Франции) Миттеран прямо сказал Горбачеву, что союз России и Франции – не только исторический. “Нам вскоре придется вместе заниматься германским вопросом”, – заявил французский президент. В свое время он был решен путем насилия, а теперь мы, мол, решим его гармонично”. (Радио RFI)
Согласитесь, что последняя информация в корне меняет дело! Дорогой Михаил Сергеевич прибывает во Францию разрезать какие-то ленточки, а заодно вступить в постыдный сговор, цена которому – объединение двух Германий, погибель Варшавского договора, а за ним и якобы гибель СССР. И в это время на Францию падает советский истребитель, который, если бы был с летчиком, вряд ли и до ФРГ долетел бы…
Занятная получается “петрушка”. И удивительная странность. И если бы она одна! Ведь вспомним, что в 1989 году 7 апреля утонула единственная в своем роде – самая новая, самая дорогостоящая и самая глубинная советская атомная подлодка “Комсомолец”. Которая вышла в свой первый и последний поход. И при очень странных обстоятельствах при этом погиб едва ли не весь экипаж (спаслись только 37 человек), хотя лодка тонула с 11.02 до 17.08. Деталь: случайно спасшийся мичман уцелел потому, что НЕПРАВИЛЬНО надел дыхательный аппарат. Все, кто надел его правильно – погибли…
9 апреля 1989 года в Тбилиси армия саперными лопатками разгоняла митингующих с центрального проспекта. В давке погибли 19 человек. “Ночь саперных лопаток” потом фигурировала едва ли не на каждом выступлении во время Съезда народных депутатов.
Кто же был той “армией”? “7–8 апреля в Тбилиси были переброшены 4-й мотострелковый полк дивизии Дзержинского, находившийся в Спитаке, где ранее произошло сильное землетрясение (650 человек), полк ВДВ (440 человек), бойцы Пермского и Воронежского ОМОНов (160 человек) и 450 курсантов Горьковской высшей школы МВД. Всего, с учетом 650 бойцов расквартированного в Тбилиси мотострелкового полка и 250 грузинских милиционеров, к операции привлекались 2550 человек, а также шесть бронетранспортеров, восемь боевых машин десанта, четыре пожарные и две санитарные машины.
Фактически в разгоне митинга участвовали около 900 военнослужащих – солдаты дивизии Дзержинского и рота десантников”. (Радио BBC)
Таким образом, хоть вообще, хоть конкретно операцию по разгону митингующих (среди организаторов “бессрочного митинга в Тбилиси” можно найти фамилии и неявных сотрудников КГБ) осуществляли силы МВД с ПРИДАННЫМИ СИЛАМИ армейских подразделений. В то время, отметим, такого засилья “беркутов”, “гепардов” и прочих зубастых и когтистых не было, поэтому на всякого рода массовые мероприятия, для обеспечения “оцепления”, привлекались подразделения местного военного гарнизона. Под полное руководство милиции.
Теперь о десантниках, которые “своими саперными лопатками” и далее по тексту. Если верить Би-Би-Си, то из 900 человек, непосредственно задействованных по “очистке” площади в Тбилиси, десант представлен ротой. Рота по штату – 60 чел. Если никто не остался в наряде, не заболел и не уехал в отпуск. Вам не кажется странным, что примерно 6–7 процентов присутствующих на площади людей в форме оказались главными ответственными? А Отдельная Орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённая мотострелковая дивизия особого назначения внутренних войск МВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского (650 человек) – вроде так, просто под стеночкой постояла.
Поэтому оправдывался за все случившееся удивленный наглостью и депутатов, и Горбачева командующий Закавказским округом генерал-полковник Родионов. Для которого 60 человек десанта тоже были приданными средствами. Ведь откуда прибыл полк ВДВ в Тбилиси – Родина до сих пор умалчивает. Хотя в европейской части СССР только четыре популярных адреса: Тула, Витебск, Псков и Болград (Одесской области). Последняя дивизия почему-то негласно называлась Кишиневской.
Кстати о Болграде. “18 октября 1989 года случилась катастрофа военно-транспортного самолёта Ил-76, перевозившего военнослужащих 8-й роты 217-го парашютно-десантного полка 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Личный состав 8-й парашютно-десантной роты возвращался в место постоянной дислокации (г. Болград Одесской области, УССР) после выполнения задания в зоне армяно-азербайджанского конфликта. Через 5 минут после взлета ночью на высоте 1600 м разрушился, загорелся и отвалился двигатель № 1. Его осколки пробили топливный бак, что привело к сильному пожару. При этом была выведена из строя система пожаротушения. Экипаж попытался вернуться на аэродром вылета. Катастрофическое развитие пожара привело к разрушению левого крыла. Самолет потерял управление и упал в Каспийское море в 1,5 км от берега через 11 минут после начала пожара. Погибли все находившиеся на борту 9 членов экипажа и 48 десантников (пять офицеров, два прапорщика, один сержант и 41 рядовой)”. (“Википедия”)
Тут стоит добавить, что самолет и экипаж были из Арциза Одесской области. А болградский десант, как видим, постоянно направлялся на усмирение не только спровоцированных КГБ СССР волнений в гагаузских районах Молдовы. (Неудачных – об этом можно говорить определенно, но вот в Приднестровье все вроде сработало – до сих пор “дымится”). Впрочем, в основном десант усмирял азербайджанцев. Ведь полным ходом шел т.н. карабахский конфликт – тоже стопроцентная провокация советских спецслужб. Не верите? А спросите у людей, которые в то время там служили, они вам скажут: за одну сторону конфликта (1989 год на дворе!) вынужден был выступать десант из Кировобада, за другую – из Гюмри.
Впрочем, мы о другом. Кто-то упорно провоцировал конфликты на периферии СССР (особенно в республиках, где не было общей границы с РСФСР), а крайней становилась армия. Именно таким образом ее “готовили” к ГКЧП 19 августа 1991 года. Чтобы перепуганные офицеры и генералы, получив команду на выступление, сначала думали, как потом “отмазываться” будут, а в самую последнюю очередь, как выполнять боевую задачу.
Загадка века
И кто же это такой умный-то в СССР тогда существовал? А не тот ли это умный, кто организовал и первую совместную удачную операцию КГБ-ЦРУ 28 мая 1987 года? Товарищи чекисты сразу же “занекают”, хотя свидетельств тому утверждению более чем достаточно (мы их как-то описывали). Но главное тут вот в чем: “28– 29 мая 1987 года состоялось Совещание Политического консультативного комитета государств-участников Варшавского Договора в Берлине. Подписан документ “О военной доктрине государств– участников Варшавского Договора” (Горбачев-фонд).
Таким образом, в миг и час, пока дорогой Михаил Сергеевич пребывал в Германии на заседании наивысшего органа Варшавского договора и инициировал новую громкую мирную инициативу мирового масштаба, к Москве беспрепятственно двигался гражданин Германии (Западной) Михаель Руст. И на следующий день об мирных инициативах никто и не заикнулся, а о Русте написали все мировые издания. А что если и самолет товарища полковника Скуридина не просто так убил 19-летнего сына фермерской семьи из Бельгии? Понятно, что СССР был тогда богат (это только мыла и водки не достать!) и уплатил бельгийцам 685 тысяч долларов за причиненный ущерб.
Тут могут быть даже два варианта событий. Первый. Кто-то противился политике Горбачева внутри СССР и гадил ему по-крупному при всяческой его зарубежной инициативе. А может быть и другое. Кто-то был не заинтересован в слишком тесной дружбе Горбачева и Миттерана с разными “шуры-муры” вокруг Германии и решил заметно испортить их отношения. Ведь, грохнись “Миг-23” даже не в Лилле, а просто во Франции, Миттерану тогда просто нечего было бы объяснять своим избирателям. Последний вариант выглядит даже предпочтительнее. Но где-то прицел сломался и керосин не вовремя кончился. Пострадали бельгийцы, а их и тогда, и сейчас в международной политике мало кто спрашивает…