Предлагаем читателям очередную историю об успешных земляках. О тех, кто смог реализовать себя на запорожской земле и готов поделиться своими секретами. И наши сегодняшние герои – основатели и руководители известного модельного агентства «Имидж Центр» Светлана и Альберт Целищевы. О своем пути в бизнесе, его подводных камнях и спасительных соломинках они поведали во время «Утреннего диалога», организованного Агентством региональных инициатив.

Как рассказал Альберт, они со Светланой жили и учились в России. В начале 90-х он вернулся в Запорожье, здесь и расписались со Светланой – в то время она еще училась в Санкт-Петербурге на модельера-конструктора. Уже тогда парню хотелось чего-то своего. Времена были такие: по улицам ходили люди и собирали окурки – чтобы потом на баночки их продавать. Зарплаты выдавали какими-то товарами. Вместо денег – купоны.

– Я начал работать на швейной фабрике – грузчиком. Доставлял материал из цеха в цех. Так и изучил технологию швейного производства, – вспоминает Альберт. – В те времена начался активный расцвет бизнеса, появились «новые русские». Захотелось и мне попробовать себя на этом поприще. Ушел с фабрики, стал набираться опыта в различных коммерческих структурах – пока не добрался до корпорации «Арсенал».

Первые шаги

Там и познакомился с Олегом Владимировичем Каплием, который на то время возглавлял крупнейшую в Запорожье структуру по недвижимости. Альберт стал помощником президента, хотя к недвижимости никакого отношения не имел. Занимался планомерной разработкой стратегии развития корпорации – куда входили и политические вопросы. У Олега Владимировича было много знакомых, с которыми приходилось встречаться и Альберту. Как-то встретились с Александрой Владимировной Кужель, возглавлявшей тогда запорожскую аудиторскую фирму – она шла в депутаты, а «Арсенал» ей помогал. Когда процесс дошел до Киева – Целищеву пришлось подолгу находиться, бывать в Верховной Раде, общаться с людьми.

– Однажды Александра Владимировна заметила, что большинство депутатов и их жен обслуживаются в Дом Высокой Моды «Olga & Simonov». Познакомиться с ними было трудно, – говорит Альберт. – Но я набрался смелости и попросил Кужель познакомить меня с ними. И вот как-то, когда руководители этого Дома были у нее в гостях, Александра Владимировна пригласила и меня. Завязались отношения – и с тех пор, собственно, все пошло-поехало.

Светлана тогда заканчивала институт. И Альберт с долей здорового авантюризма позвонил в ее деканат и потребовал срочно высылать ее в Украину – мол, открываем Дом моделей, без нее – никак. Она приехала – а парню деваться уже некуда: пообещал – выполняй.

– Начинали в 1996-м году. Время хоть еще и не кризисные, но уже достаточно непростые. Но мы были молодыми, для нас не было границ, – берет слово Светлана. – В то время мы оба работали в успешной корпорации «Арсенал». Альберт как помощник президента получал 500 долларов, я трудилась в инвестиционной компании за 150 долларов. Можно было бы работать и дальше: ходили чистенькими, работали в европейском офисе, общались с людьми… Но однажды поняли, что выросли из этих штанишек.

ЦИТАТА

Альберт Целищев: Наверное, можно говорить, что все прописано на небесах, что у каждого – своя карма. Но на протяжении всей жизни человека подталкивают какие-то постулаты. И если ты их вовремя рассмотрел, то будет складываться так, что ты по жизни будешь идти по этой колее – заниматься своим делом. Надеюсь, что мы все-таки не ошиблись: нашли свое дело, которым занимаемся уже более 20 лет.

На первом этапе работы модельного агентства его молодым основателям хотелось известности, стремились к знакомству с людьми из шоу-бизнеса, моды. Когда в Запорожье приезжал Валентин Юдашкин, они с ним познакомились. Начались поездки Альберта в Москву для налаживания контактов. Познакомился с Михаилом Ворониным – и за счет своих связей Целищев помог открыть магазин с его брендом в Запорожье. Тогда проводили большое мероприятие на Октябрьской площади. И обслуживало такие мероприятия агентство «Имидж Центр», которое уже встало на ноги.

Без случайностей

Светлана Целищева убеждена: случайным не бывает ничего. И они благодарны всем людям, которые были с нами на первых этапах.

– Мы, ведь, как цыплята были, ничего не знали, о модельном бизнесе не было никакой информации, – рассказывает они. – Кстати, когда-то я хотела стать редактором журнала мод – это в то время, когда в Союзе было всего три журнала: «Работница», «Крестьянка» и «Здоровье».

Однажды еще работая в «Арсенале», супруги были на показе – его организовывало единственное в то время в Запорожье модельное агентство. Было очень пафосно – в 90-е вообще все было пафосно, надо было заявлять о себе с шиком и размахом. Когда Светлана увидела, как аплодировали автору коллекции, дарили ей цветы – она как ребенок расплакалась со словами: «тоже так хочу». И тогда Альберт сказал ей: «Все у тебя будет». А себе дал клятву, что сделает все, чтобы желание любимой женщины осуществилось.

Еще работая в «Арсенале», Светлана готовила все необходимые документы для открытия модельного агентства. И всего спустя месяц после ухода из корпорации супруги сделали первый показ в «Интуристе». У них были спонсоры – «UMC», Интурист помог организовать шикарный банкет. Агентство арендовало зал.

ДОСЛОВНО

Светлана Целищева: «Не знаю, возможно ли такое сейчас для 25-летних людей? Наверное, у нас так горели глаза, что отказать никто не мог. А, может, время такое было, что тема являлась очень актуальной».

В те годы постоянно работали над коллекциями под своим брендом, шили, раз в полгода проводили фестивали. И начинали с составления бизнес-плана. Считают, что его следует составлять. Необходимо определить для себя ради чего все: из-за денег, славы или власти. И, исходя из этого, и составлять план.

– Мне нужна была известность. Решили начинать с ателье детской одежды: ткани требуется немного, детей одевать всегда надо, – рассуждает Целищева. – Затем прикинули, насколько это сложно: аренда помещений, машинки, люди. Кроме пошива моих коллекций пришлось бы шить еще что-то, чтобы выплачивать зарплату: простыни-пододеяльники и рабочую одежду. Мне это было неинтересно и слишком трудозатратно. И мы отказались. Поэтому, бизнес-план может и не пригодиться. Но он дает вам возможность отнестись к своим идеям, не как к хобби, а как к реальному делу.

Ставьте цели – деньги придут

Вспоминая мероприятия, которые супруги проводили в конце 90-х-начале 2000-х, Светлана размышляет: а смогли бы провести такое сейчас? Например, показ на взлетной полосе аэродрома. С долей здорового авантюризма Альберт приехал на «Мотор Сич» и в аэропорт с подобной идеей. Кстати, машины у семьи тогда не было – глава агентства ездил в аэропорт и к партнерам на… велосипеде. Идея понравилась. Пригнали два самолета, автобус для переодевания моделей, закрыли аэропорт. Зрители по пригласительным проходили через металлоискатели.

– В то время в Запорожье как раз гастролировал Анатолий Кашпировский, – вспоминает Альберт. – Директор кинотеатра Довженко дала его контакты. Связался – поговорили. Оказалось, что у него был день рождения. В общем, он оказался в жюри нашего конкурса.

А чего стоит мероприятие, которое они проводили в цирке! 4,5 часов продолжалось. Приехали модельные агентства из восьми городов.

Основатели «Имидж Центра» считают, что главное в бизнесе – умение правильно распределить функции. Так, Альберт занимается администрированием, финансами, встречами с партнерами – хотя в начале его тянуло к творчеству. Теперь же творческой частью, работой с «личным составом» больше занимается Светлана. Что касается доверия, то на протяжении 20 лет у Целищевых было и есть немало помощников. Но полностью довериться могут только друг другу и детям, которые уже подросли и тоже занимаются нашим делом – потому и бизнес семейный. Людей со стороны в наше дело близко не допускают.

Кризис – не повод для депрессии

До начала 2000-х все было прекрасно. На кастинги приходило столько людей, что их не вмещали залы. Целищевы думали, что можно расслабиться, но тут всех застал кризис, а за ним революции. Пошел спад. Но депрессии не было – решили переключить эмоции и родить ребенка. Но работать продолжали.

– Была мысль пойти на завод, зарабатывать хорошую пенсию и не о чем не переживать, – вспоминает Светлана. – Но когда приходишь в агентство, видишь сияющие глаза наших девчонок и их родителей, слышишь их вопрос о том, когда же следующий показ – мысли о заводе улетучиваются.

Супруги постоянно подчеркивают, что моделям относятся, как к собственным детям – но не в плане сюсюканья. Радуются их победам, помогают решать проблемы. Очень долго никого не отправляли заграницу: существуют определенные риски и стереотипы. Первая серьезная поездка была у сына Артура – отправили его в разведку. Сейчас он там – их глаза и уши, может прозондировать почву. Поэтому стало намного проще. И все же, когда отправляют девчонок – проверяют и апартаменты, в которых они будут жить, кто их будет встречать, все телефоны и контакты.

КСТАТИ

Еще в период становления агентства, особенно в 90-е, было немало предложений предоставить девчонок в сопровождение, для эскорт-услуг, развлекать шейхов в Эмиратах и так далее. Деньги при этом предлагались очень серьезные. Целищевы всегда говорили «нет» – хотя соблазн велик, а они все на велосипеде ездили. И вскоре с такими предложениями к ним больше не шли. Но и сегодня, по словам Светланы, в Киеве существуют несколько компаний, которые отправляют в Эмираты девчонок – самолетами по 40 человек на дни рождения шейхов. Зато Целищевы могут спать спокойно, и открыто смотреть в глаза девчонкам и их родителям. А те запорожские агентства, которые занимались подобными делами, просуществовали 2-3 года и давно уже закрылись.

Основатели агентства советуют не зацикливаться, расширять границы, пользоваться тем, что предлагает рынок моделей.

– Сегодня открылась Европа. И наши модели сейчас бегают по кастингам в Милане. Наши воспитанницы входят в Топ-10 Украины, Топ-50 мира, работают в Dolce & Gabbana, Louis Vuitton, MAX MARA и так далее. Участвуют в огромном количестве показов в Нью-Йорке, Сеуле и Сингапуре. Кстати, певица Алеша – тоже наша воспитанница. С Лободой работает мулаточка – тоже наша, – с гордостью говорят Светлана и Альберт. – Заметим: мы – не турфирма и не Укрпочта – посылок не отправляем. Просто у девчонок есть мечты, которые мы по мере своих сил пытаемся осуществить. И пока у нас это получается.