Со­всем не­дав­но за­по­рож­ский пе­да­гог – ди­рек­тор цен­т­ра раз­ви­тия ре­бен­ка “Ла­зур­ный” (ул. Днепропетровское шоссе, 50) Свет­ла­на Па­лец ста­ла ла­у­ре­атом еже­год­ной пре­мии Вер­хов­ной Ра­ды Укра­и­ны. Пред­се­да­тель пар­ла­мен­та Вла­ди­мир Лит­вин лич­но вру­чил ей на­груд­ный знак и по­чет­ный дип­лом ла­у­ре­ата за за­слу­ги в сфе­ре до­школь­но­го об­ра­зо­ва­ния.

– Свет­ла­на Вик­то­ров­на, как дав­но вы ра­бо­тае­те с деть­ми?
– С 19 лет. Мой пер­вый опыт ра­бо­ты с деть­ми – во­жа­тая в дет­ском ла­ге­ре от­ды­ха.
– По­че­му вы ре­ши­ли за­ни­мать­ся имен­но с деть­ми млад­ше­го до­школь­но­го воз­рас­та?
– Моя ма­ма, пе­да­гог-”до­школь­ник”, “за­ра­зи­ла” ме­ня лю­бо­вью к ма­лень­ким де­тям. И несмот­ря на свое пер­вое об­ра­зо­ва­ние – учи­тель ис­то­рии, так сло­жи­лось, что ока­за­лась ря­дом с деть­ми имен­но до­школь­но­го воз­рас­та. Сна­ча­ла как пе­да­гог и пси­хо­лог, а за­тем как за­ве­ду­ю­щая дет­ским са­дом. Убеж­де­на, че­ло­век дол­жен быть увле­чен де­лом, ко­то­рым за­ни­ма­ет­ся. Я ра­да, что моя ра­бо­та со­впа­да­ет с мо­им увле­че­ни­ем – быть ря­дом с деть­ми, рас­тить и вос­пи­ты­вать их счас­т­ли­вы­ми. Кро­ме то­го, у ме­ня за­ме­ча­тель­ный при­мер про­фес­си­о­на­лиз­ма, доб­ро­ты и эн­ту­зи­аз­ма – моя ма­ма Оче­ре­тя­ная Люд­ми­ла Ива­нов­на, ко­то­рая вот уже боль­ше 30 лет ра­бо­та­ет в дет­ском са­ду.
– Это пер­вая ва­ша на­гра­да та­ко­го уров­ня?
– Да. Ска­зать чес­т­но, я ни­как не ожи­да­ла ока­зать­ся сре­ди 27 луч­ших пе­да­го­гов Укра­и­ны. Ведь сре­ди мо­их кол­лег мно­го дос­той­ных. И хо­тя очень при­ят­но по­лу­чить та­кое вы­со­кое при­зна­ние сво­ей де­ятель­нос­ти, для ме­ня по-преж­не­му глав­ны­ми на­гра­да­ми оста­ют­ся улыб­ки де­тей и сло­ва бла­го­дар­нос­ти их ро­ди­те­лей.
– К вам, в “Ла­зур­ный”, на­вер­ное, при­ез­жа­ют пе­ре­ни­мать опыт из дру­гих до­школь­ных за­ве­де­ний?
– Да, мы по­сто­ян­но де­лим­ся опы­том и мно­го учим­ся са­ми. ЦРР “Ла­зур­ный” яв­ля­ет­ся ре­сур­с­ным цен­т­ром КЗ “За­по­рож­ско­го об­лас­т­но­го ин­с­ти­ту­та по­сле­дип­лом­но­го об­ра­зо­ва­ния”, по­это­му у нас про­во­дят­ся се­ми­на­ры, тре­нин­ги, от­кры­тые за­ня­тия. На про­тя­же­нии по­след­не­го де­ся­ти­ле­тия центр дваж­ды ра­бо­тал в эк­с­пе­ри­мен­таль­ном ре­жи­ме. У нас про­хо­дят прак­ти­ку сту­ден­ты пе­да­го­ги­чес­ко­го кол­лед­жа.
Не­сколь­ко раз к нам при­ез­жа­ли ино­стран­ные де­ле­га­ции, на­при­мер, этой осе­нью в “Ла­зур­ном” бы­ла де­ле­га­ция из Шве­ции. От­кры­тое за­ня­тие по ма­те­ма­ти­ке уди­ви­ло за­ру­беж­ных кол­лег. Для них бы­ло не­по­нят­но, как на­ши де­ти в 5 лет на­учи­лись счи­тать, их де­ти эти на­вы­ки при­об­ре­та­ют толь­ко в школь­ном воз­рас­те.
– Чем от­ли­ча­ет­ся за­пад­ная и на­ша до­школь­ная под­го­тов­ка?
– Если го­во­рить о за­пад­ной тен­ден­ции, то она ори­ен­ти­ро­ва­на ско­рее на при­смотр за ре­бен­ком, чем на его раз­ви­тие. Про­цесс об­уче­ния как та­ко­вой от­сут­ст­вует. Прак­ти­чес­ки нет или очень ма­ло спе­ци­аль­но ор­га­ни­зо­ван­ных за­ня­тий, ре­бе­нок за­ни­ма­ет­ся толь­ко тем, что ему нра­вит­ся. Пе­ред пе­да­го­га­ми не ста­вят опре­де­лен­ных за­дач, на­прав­лен­ных на все­сто­рон­нее раз­ви­тие де­тей. Их на­чи­на­ют ре­шать толь­ко в шко­ле, по­те­ряв дра­го­цен­ное вре­мя для раз­но­сто­рон­не­го раз­ви­тия. Оте­чес­т­вен­ная сис­те­ма, на­обо­рот, ко­ли­чес­т­вом по­став­лен­ных це­лей и за­дач пе­ре­гру­жа­ет ре­бен­ка. Пе­ре­пол­нен­ные груп­пы, не­до­ста­точ­ное ко­ли­чес­т­во иг­ру­шек и иг­ро­вых по­со­бий услож­ня­ют про­цесс об­уче­ния де­тей. Для мно­гих де­тей труд­но на­хо­дить­ся в са­ду це­лый день, вы­пол­нять ре­жим. И сей­час ак­ту­аль­ная за­да­ча до­школь­но­го об­ра­зо­ва­ния – взять луч­шее из за­пад­ной сис­те­мы, не по­те­ряв за­ме­ча­тель­ных на­ра­бо­ток со­вет­ской сис­те­мы, най­ти оп­ти­маль­ный ба­ланс иг­ры и об­уче­ния для со­вре­мен­ных де­тей.
– Как это вы­гля­дит на прак­ти­ке?
– На­при­мер, в на­шем цен­т­ре вве­де­на прак­ти­ка по­сте­пен­но­го при­вы­ка­ния ре­бен­ка к дет­ско­му са­ду. Сна­ча­ла де­ти хо­дят на двух­ча­со­вые за­ня­тия вмес­те с ма­мой или дру­ги­ми сво­бод­ны­ми от ра­бо­ты род­ст­вен­ни­ка­ми. Та­ким об­ра­зом, ре­бе­нок чув­ст­ву­ет се­бя в без­опас­нос­ти и по­сте­пен­но при­вы­ка­ет к дру­гим де­тям. Че­рез вре­мя на­чи­на­ет по­се­щать дет­ский сад на пол­дня и толь­ко по­том идет в груп­пу, рас­счи­тан­ную на пол­ный день.
– Сколь­ко де­тей сей­час в “Ла­зур­ном”?
– Наш центр по­се­ща­ют бо­лее 400 де­тей, хо­тя рас­счи­тан на 250 мест. Все де­ло в том, что бла­го­да­ря су­щес­т­во­ва­нию крат­ко­вре­мен­ных групп, мы име­ем воз­мож­ность при­нять боль­шее ко­ли­чес­т­во де­тей. Ведь от­па­да­ет не­об­хо­ди­мость в спаль­ных ком­на­тах и в од­ном по­ме­ще­нии мо­гут на­хо­дить­ся сра­зу три груп­пы. Та­ким об­ра­зом, ор­га­ни­зо­ва­но 25 групп с раз­ны­ми ре­жи­ма­ми ра­бо­ты: двух­ча­со­вые, шес­ти­ча­со­вые, две­над­ца­ти­ча­со­вые.
Мы ста­ра­ем­ся, чтобы де­тям у нас, преж­де все­го, бы­ло ин­те­рес­но. По­это­му за­ня­тия про­хо­дят пре­иму­щес­т­вен­но в иг­ро­вой фор­ме и че­ре­ду­ют­ся со сво­бод­ным вре­ме­нем. Кро­ме то­го, в “Ла­зур­ном” су­щес­т­ву­ют раз­лич­ные сек­ции, круж­ки, у нас есть бас­сейн, где де­ти за­ка­ли­ва­ют­ся и учат­ся пла­вать.
Ко­неч­но, у нас мно­го раз­лич­ных проб­лем, впро­чем, как и у лю­бо­го дру­го­го дет­ско­го са­да. Но кол­лек­тив и я ста­ра­ем­ся ра­бо­тать, не об­ра­щая вни­ма­ния на труд­нос­ти. Мы се­го­дня рас­тим и вос­пи­ты­ва­ем счас­т­ли­вых де­тей, а не ждем “луч­ше­го зав­т­ра”. А для это­го са­ми дол­ж­ны быть счас­т­ли­вы­ми людь­ми, ра­до­вать­ся жиз­ни, быть увле­чен­ны­ми сво­им де­лом.