В Запорожье есть уникальное частное учебное заведение – школа «ЭйдоС». Кое-кто называет ее  элитарной. По большому счету, так оно и есть, но не в негативном оттенке этого слова, а в самом положительном: все выпускники школы становятся успешными людьми, элитой нашего общества. И это не значит, что изначально сюда приходят учиться исключительно гении и таланты. Двери школы открыты всем – и для детей с особенностями. Просто здесь подход к ученикам базируется на постулате: не талантливых детей не бывает. Встроенные в учебный процесс инновационные образовательные технологии помогают преподавателям «ЭйдоСа» отыскать в каждом ученике его таланты и личные ресурсы успешности. Как это происходит на практике, «ЗС» рассказала директор частной школы, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии ЗНУ Елена Грединарова и один из учредителей школы Игорь Грединаров.

Один из учредителей Школы «ЭйдоС»  Игорь Грединаров:

– Мы много ездим по разным странам, принимаем участие во всевозможных Европейских образовательных форумах, и даже те Мастера, у которых мы учились, говорят, что сегодня в мире нет другого учебного заведения, которое использовало бы в таком объеме новейшие образовательные технологии, как это делаем мы.

Началось все в 1995 году, когда  психолог Елена Михайловна Грединарова поехала вместе со своей дочерью Яной научиться эйдетике у автора методики Игоря Матюгина. Эйдетика – это работа с информацией, умение создавать образы и посредством их запоминать информацию. Метод поразил своими возможностями и перспективами. Дети стали показывать блестящие успехи в учебе, в обычной школе таких технологий не было.

Поначалу Грединаровы думали только о развитии собственных дочерей и даже не предполагали, что когда-то откроют частную школу, которая станет выпускать состоявшихся личностей, готовых к самостоятельной жизни. Но «появился социальный запрос», – как это назвал Игорь Грединаров, и сначала они с женой создали Центр интеллектуального творчества для детей, а через 6 лет открыли Частный комплекс непрерывного образования Школа «ЭйдоС». Их детищу уже 21 год.

Сегодня Школа «ЭйдоС» переживает новый виток популярности. «Всегда в классах было в среднем по 10 учеников, а в этом году набрали два первых класса по 11человек. «К нам могут переходить, и переходят, ученики  из других школ даже посреди учебного года. Дело в том, что в «ЭйдоС» практикуются пробные дни, когда новенькому ученику разрешается просто прийти и отучится один день в классе со своими одногодками. Буквально несколько недель назад так остался мальчик. Мама его собиралась еще подумать, а он говорит: «А можно я здесь портфель оставлю? Я завтра сюда приду», – говорит директор школы Елена Михайловна.

Чем же так привлекательна школа «ЭйдоС» для детей? Главное удивление тех, кто пришел из других школ: «Здесь очень понятно объясняют учителя!» А еще дети здесь чувствуют невероятную внутреннюю свободу ( не путать с вседозволенностью)! Потому что в «ЭйдоСе» учебный процесс построен так, чтобы воспитывать внутреннюю свободу и достоинство человека. Ученики могут высказывать свою точку зрения, аргументируя ее. Общение построено на уважении и сотрудничестве учитель – ученик и дружбе младших со старшими. Более того, в «ЭйдоСе» нет привычных школьных звонков, есть часы и ребенок сам распределяет свое время (этому учат на проектных днях по тайм-менеджменту) .

Уроки длятся 35 и 40 минут. Без раскачек и лишних слов учитель начинает урок, интересными способами, входя в тему. В школе действует процентно-модульная система оценивания. Причем задания построены таким образом, что ребенок сам видит, сколько процентов он знает. Уроки дети делают самостоятельно здесь же, в школе. На дом задают только английский завершить и читать. Старшеклассники после посещения консультаций по основным предметам выполняют задания самостоятельно. В интересах детей сделать уроки быстро, потому что их ждут всевозможные развивающие клубы: художественный, музыкальный, спортивный, клуб технического творчества, арт-студия. Так здесь проходит обычный школьный день с 8 до 18. Да, еще не забудьте 4-х разовое питание, плюс сон у первоклассников.

elena-gredinarova«У наших детей хватает времени и учиться, и чем-то еще заниматься. Мы всячески это поддерживаем и этому обучаем, – говорит Елена Грединарова. – Не надо заставлять ребенка зубрить. Нужно создать среду понимать. И тогда ему не понадобится много времени на механическое запоминание».

Как в «ЭйдоСе» учат запоминать образами, корреспондент «ЗС» испробовала на себе. Это легко и интересно. Применимо абсолютно для всего, даже для математических формул. Теперь я знаю, как выучу английский!

Кстати, эйдетика – это не единственный инновационный подход , развивающий у детей воображение и креативность. В школе «ЭйдоС» преподают ТРИЗ – Теорию Решения Изобретательских Задач. Этого нет ни в одной школе! Ежегодно всеукраинские конференции для учителей по этому разделу знаний проходят на базе запорожской школы «ЭйдоС». Алгоритмы  решений и знания законов ТРИЗ помогают справиться с абсолютно любой задачей,  даже житейской.

В школе стараются давать не абстрактные знания, а увязывать их с жизнью. Так, раз в неделю, нет уроков, но все получают задание по проекту и в течение дня выполняют его. В проект включены задания по тем предметам, которые есть в этот день по расписанию.  И каждый учитель-предметник оценит свою часть задания.

Также в «ЭйдоСе» учат детей выполнять компетентностные задания. Это когда ставится задача из жизни, а нужно решить ее при помощи знаний из школьных предметов. «Есть уроки успеха. Есть проекты, где дети защищают бизнес-идеи. Зачастую они придумывают реальные бизнес-идеи, на которых можно зарабатывать. Так, например, ученики предложили безопасный конек для катания на льду, автоматическую очистку классной доски, устройство для записи в темноте», – поделился  Игорь Грединаров.

К слову, у кого к этому лежит душа, открывают свое дело еще учась в школе.  10-классник Данил Чулой уже имеет три действующих бизнеса, один из них – собственная фирма по изготовлению кожгалантереи. И если кто-то подумал, что это заслуга его родителей, то ошибся – они совсем не бизнесмены. Кстати, и сам Данил пришел учиться в «ЭйдоС» только в 9 классе, получив грант на обучение благодаря своему таланту организатора и предпринимателя. В этом году Данил избран президентом школы.

«Мы учим своих учеников быть счастливыми и успешными. Наша задача: найти и помочь ребенку открыть в себе ту сферу деятельности, где он будет успешен. А когда человек занимается любимым делом, он всегда счастлив », – говорит соучредитель Школы «ЭйдоС» Игорь Грединаров.

Вероника Грицай еще с 8-го класса нашла дело, которым ей нравится заниматься больше всего в жизни. Девочка живет за городом и каждый день ездит в школу,  при этом учится отлично, и обожает готовить французские десерты, которые у нее с удовольствием покупают через Инстаграмм. Вероника поставила себе цель – выучиться на кондитера во Франции – и уверенно к ней идет.

Талантливый юный компьютерщик, Ангелов Николай, с 4-го класса мечтает стать космическим программистом. Сейчас он в 10-ом и создает программы на основе самых современных языков программирования. Он тоже уже зарабатывает интеллектуальным трудом.yeydos-programmist

В школе отдается одинаковое предпочтение английскому и математике, узкопрофильность здесь не приветствуется. Наоборот, созданы такие условия, что ребенка поощряют интересоваться всем и находить своим интересам реальное и практичное применение.

Еще одна сильная сторона обучения в «ЭйдоСе» – это психологическое сопровождение. У каждого класса есть свой психолог. На каждого ученика оформляется психологическое портфолио. Учеников сравнивают не друг с другом, а с самим собой, но вчерашним. С результатами индивидуальной траектории развития учеников обязательно знакомят их родителей,  а также старшеклассников, что ценно для их дальнейшего выбора пути. Для всех учеников школы  каждую неделю  проводятся психотренинги и личные психологические консультации.

Интересно было узнать у директора школы, какие профессии выбирают  выпускники школы «ЭйдоС»? Оказалось, самые разные: 26% получают образование по специальностям экономическая кибернетика, экономика предприятий, программная инженерия.  18% пошли в бизнес, рекламу, маркетинг, менеджмент, еще 18%  изучают правоведение и политтехнологи, 16% – медиакоммуникации и медиаискусство, есть среди выпускников и переводчики, журналисты, медики, свободные художники, дизайнеры.

«Главное, чему мы учим наших учеников, – говорит Игорь Грединаров, – что в жизни не будет Марьи Ивановны, которая подскажет им готовые ответы. Жизнь всегда ставит задачи, которые надо решать самому. И у выпускников школы «ЭйдоС» все для этого есть: хорошая память, сильное творческое мышление, психологическая устойчивость. Значит, ты спокойно выдержишь любой жизненный удар и поймешь, куда тебе двигаться дальше».

Ирина ГАВРИЛЕНКО