Увеличилось ли количество обращений запорожцев за назначением субсидий в связи с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги? С таким вопросом «ЗС»  обратилась  в управление труда и социальной защиты населения городского совета.

 По словам  заместителя начальника управления Галины Остапенко, ажиотаж,  пик которого пришелся на апрель, уже спадает.  «Если в отопительный период жилищные субсидии получали 23 тысячи запорожских семей (это около 10% от общего количества), то за последнее время оформили документы на получение субсидии на оплату коммунальных услуг 15 тысяч новых абонентов. Из них 8 тысяч пришли в управления соцзщиты лично, 7 тысяч – прислали документы по почте. Правда, половина абонентов из второй категории предоставила неполные сведения, еще у какого-то количества людей изменились данные, поэтому все равно пришлось прийти в управление по месту жительства и написать новое заявление», – уточнила она.

Что касается среднего размера жилищной субсидии, то, по словам Галины Остапенко, в отопительный период он был около 400 гривен. «Бывает, люди от субсидии в 30 гривен отказываются, а некоторые рады и 1,50 грн. Самая большая субсидия на моей памяти – 2 тыс. 800 гривен. Это был дом в частном секторе», – рассказала она.  

Основные моменты, на которые нужно обратить внимание желающим оформить субсидию. Поменялся принцип расчета обязательного процента платежа семьи за жилищно-коммунальные услуги при назначении жилищных субсидий. Отныне он зависит исключительно от доходов семьи. Если до этого семьи, которым назначена жилищная субсидия, платили за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм владения или пользования общей площадью жилья и нормативов пользования коммунальными услугами 15% среднемесячного совокупного дохода, а семьи из нетрудоспособных граждан – 10%, то теперь определение обязательного процента платежа семьи за жилищно-коммунальные услуги осуществляется для каждой семьи индивидуально. Для расчета обязательного процента платежа необходимо определить среднемесячный доход семьи на одного члена за предыдущие 6 месяцев (совокупный доход домохозяйства за предыдущие 6 месяцев разделить на количество лиц, входящих в домохозяйства, и на 6 месяцев) и рассчитать обязательный процент платежа по установленной формуле (среднемесячный доход на одно лицо за предыдущие 6 месяцев делится на прожиточный минимум на одно лицо и на базовый коэффициент 2, после чего умножается на базовый коэффициент 15%).

Порядок обращения за жилищной субсидией остался неизменным. Как и ранее, для ее назначения необходимо обратиться в орган социальной защиты населения по месту регистрации.

Назначение субсидии теперь производится на основании всего лишь двух документов – заявления и декларации (отменяется необходимость предоставления справок о доходах, в том числе и работающих лиц). Введен принцип назначения субсидии на основании задекларированных заявителем данных.

Чтобы у каждого запорожца  была возможность самостоятельно предварительно определить свое право на получение субсидии,  в нашем городе разработана специальная программа – «он-лайн калькулятор расчета жилищной субсидии». Программа находится в открытом доступе на официальном портале Запорожской городской власти (www.meria.zp.ua) в разделах «Анонсы» и «Соціальний захист». Здесь же размещены контактные телефоны и адреса управлений труда и социальной защиты населения по районам города.

В один из будних дней в 11 часов утра мы посетили управление труда и социальной защиты населения Запорожского горсовета в Жовтневом районе. 

Заместитель начальника Наталья Ващенко провела для нас экскурсию. В коридорах особого наплыва посетителей мы не заметили – всего несколько человек читали стенды, сверяя образцы с только что написанным заявлением. Три специалиста управления консультировали посетителей. Нам уточнили, что на каждого нового абонента заводится папка, в данный момент все дела в обработке, на каждого заявителя отправлен запрос в налоговую. По словам Натальи Владимировны, еще никому из жителей Жовтневого района отказано в получении субсидии не было. Хотя законным основанием для этого служит крупная покупка (на сумму 50 тысяч гривен и больше), совершенная в течение последних 12 месяцев. Естественно, никто из обратившихся за субсидией  на оплату коммунальных услуг о таковой не сообщил. Проверять же правдивость заявленных данных – не в компетенции управлений соцзащиты. «Информацию о доходах для назначения жилищной субсидии органы социальной защиты населения получают в порядке обмена от Государственной фискальной службы и Пенсионного фонда. И если все же выяснится нечестность абонента, ему придется вернуть излишне перечисленную (выплаченную) сумму субсидии в двойном размере», – уточнила Наталья Ващенко.

Также она ответила на часто задаваемые читателями «ЗС» вопросы. Имущественное положение семьи не влияет на возможность получать жилищную субсидию, так же как и долги по оплате услуг ЖКХ не являются препятствием для ее получения. По новым законам субсидия вводится на 12 месяцев, а не на отопительный период, как раньше. Субсидия не ограничивает получателя в гражданских правах, не изменяет формы собственности жилья. В частности,  она никоим образом не влияет на возможность продать или обменять квартиру по желанию хозяев.

И о главном. Пока еще ни одна семья в Украине не получила жилищную субсидию по новым правилам назначения. Дело в том, что до сих пор не утвержден порядок ее выплаты. Однако сбор  данных продолжается. И как только Кабмин утвердит порядок, когда бы это ни произошло, жилищные  субсидии будут выплачены всем, кто ее оформил, с апреля 2015 года включительно.