Мы уже не раз писали о проблеме загрязнения атмосферы автотранспортом. Только один легковой автомобиль выбрасывает до 200 килограммов загрязняющих веществ в год. В результате, по данным Запорожского городского управления Госсанэпидслужбы в Запорожской области, «на совести» автотранспорта – 30-40 процентов вредоносных примесей в атмосфере. Альтернативой мог бы стать электротранспорт, но в силу бюджетных проблем трамвайно-троллейбусный парк практически не развивается, вопрос стоит хотя бы о выживании, а частники о переходе на электромоторы в силу ряда причин и не задумываются. Так что на электромобилях у нас ездят только дети в парках развлечений. Будущее принадлежит будущему. А наш сегодняшний рассказ о том, как фантастическое будущее становится настоящим в других странах.

 

Зарядка – за 8 минут

Электромобиль, конечно, очень привлекательный вид транспорта. Транспортное средство, которое не загрязняет окружающую среду, создает меньше шума и ездит на дешевом топливе – это, конечно, очень интересно. Хотя оно и не достигает мощности и скорости транспортных средств на ископаемом топливе, но все же удовлетворяет основные транспортные потребности большинства людей.

Тем не менее современные электромобили имеют 2 основных недостатка: очень долгое время зарядки и короткое время автономной работы. И хотя литий-ионные аккумуляторы, которыми укомплектованы современные электромобили, постоянно улучшаются, для полной их зарядки требуется несколько часов, а автономия в перемещении едва достигает 300 километров.

Эти ограничения сможет убрать новый графен-полимерный аккумулятор, разработанный испанской компанией Graphenanoсовместно с исследователями из университета Кордобы. Испанские инженеры разработали аккумуляторную батарею нового поколения. Она дешевле аналогов на 77% и позволяет заряжать электромобиль всего за 8 минут и проехать до 1000 км. Графеновые батареи уже взяли на тестирование две из 4-х немецких автомобильных компаний.

Компания Graphenano является ведущим в мире производителем графена в промышленных масштабах, так что они знают, что делают. И правда в том, что графеновый аккумулятор может сделать очередную революцию в автомобильной промышленности и телефонии. Он весит половину литий-ионного аккумулятора и стоит на 77% меньше.

Графен — это чудо-материал, который выявили лишь в 2004 году в листе углерода толщиной в один атом. Это в миллион раз тоньше, чем лист бумаги.

Графен является чрезвычайно легким: лист одного квадратного метра весит всего 0,77 грамма. Он прозрачный, гибкий, водонепроницаемый, не загрязняет окружающую среду и в 200 раз прочнее стали. Кроме того, он сверхпроводимый: его проводимость в 100 раз быстрее, чем у современных кремниевых чипов. Графен проводит тепло, вырабатывает электроэнергию и меняет свои свойства в сочетании с другими материалами. Он настолько совершенен, что даже атомы гелия, мельчайшие в мире, в нем могут пересекаться. И еще его очень легко восстановить после повреждений.

Как это ни странно, графен недорог в производстве и очень распространен в природе. Все страны могли бы получать его в изобилии.

Компания Graphenano начнет производство графеновых батарей для электромобилей в первой половине 2015 года для двух из четырех крупных немецких автомобильных брендов, которые будут тестировать их на своих автомобилях.

Из-за своей плотности графеновые батареи слишком велики для использования на мобильных устройствах, но Graphenanoработает над тем, чтобы уменьшить их размер. Если это им удастся, то смартфон можно будет заряжать всего за 5 секунд.

“Тесла” – автомобиль будущего

В США и ЕС массовую популярность набирают электромобили, что вскоре может повлечь масштабное переформатирование рынка не только автомобилестроения, но и рынка топлива и соответственно повлиять на геополитическую ситуацию в мире.

Наверное, никто из тех, кто создавал компанию по производству электромобилей в Кремниевой долине, не мог предполагать такого ошеломляющего успеха, который обрушится на машину под скромным названием Model S. В чем здесь секрет? В личности Элона Маска – создателя PayPal и SpaceX, выбравшего, как оказалось, идеальную маркетинговую стратегию по созданию электромобиля именно премиум-класса? В потребности у молодых и успешных ездить на чем-то совершенно особенном, не подходящем ни под какие прежние стандарты? Почему эта революция удалась, несмотря на то, что электромобили существуют столько же, сколько автомобили вообще? До сих пор они никогда не покидали своей ниши забавных экзотических устройств, городских машинок для коротких поездок. А здесь вдруг появился сияющий красавец с салоном из кожи и дерева, 17-дюймовым экраном вместо панели управления, двигателем в 416 л.с. и пробегом на одной заправке в 250-300 миль (400-480 км). Это был триумф инжиниринга, выжавшего всё возможное из литий-ионных батарей, и точный маркетинговый расчет на покупателя с деньгами и желанием быть на острие технического прогресса.

Мало того, что Model S по краш-тестам показал невероятные результаты, так автомобиль еще и стал самым быстрым серийным электромобилем в мире, обойдя по тестам американской National Electric Drag-Racing Association практически всех конкурентов. Этот автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 4,3 с. Поэтому сейчас в США, чтобы купить Model S с батареей на 85 кВт/ч, нужно ждать своей очереди два месяца – завод выпускает по 20 000 машин в год и не успевает за спросом.

В Норвегии, где Tesla стала самым продаваемым автомобилем в 2013 г. (продано 6000 штук), покупатели ждут своего заказа пять месяцев. Tesla активно строит сеть заправок на территории США, европейских стран и особенно в Норвегии. Будущее, безусловно, за такими автомобилями – эра ДВС и дизелей неминуемо закончится, а транспортные средства, которые используют электричество, станут нормой. Не так скоро, как хотелось бы, конечно, но всё к тому идет.

Вот это шасси Model S. Два электродвигателя сзади, батареи расположены внизу, под кожухом. Там 16 блоков батарей, которые отделены друг от друга для безопасности. В блоках находятся около 7 тысяч литий-ионных аккумуляторов Panasonic и собственного производства Tesla. Кстати, так как батареи находятся внизу, то центр тяжести у машины располагается ниже оси вращения колеса (как у гоночных болидов), что обеспечивает особенную устойчивость автомобиля. С другой стороны, такое расположение батарей стало причиной возникновения известного пожара, когда Model S наехала на железную конструкцию, валявшуюся на дороге, с такой силой, которая пробила батарейный блок и машина загорелась.

Два электродвигателя. Мощность 416 л. с. Старт Model S с места вызывает восхищение – это такой выстрел из пушки, когда тебя вдавливает в кресло и откидывает голову до темноты в глазах. Причем всё это происходит в полной тишине, и слышен только легкий звук покрышек на асфальте.

Места в машине ОЧЕНЬ много. Два огромных багажника – спереди и сзади.

Детские кресла в заднем багажнике – как опция.

Одно из главных мест в машине – гнездо для зарядки – спрятано под отражатель.

Ключ от Model S. Правда, заводить им нечего, кнопки старта нет, а машина приводится в действие, когда водитель занимает свое место. Утопленные в кузов ручки дверей выдвигаются при подходе владельца к автомобилю.

Снимать в салоне, кроме приборной доски и панели управления, нечего. Абсолютно минималистический дизайн без кнопок, тумблеров и прочих красивостей. Поэтому, когда машина неактивна, салон выглядит странно, почти бедно. Все очень просто, футуристично. Пол ровный (понятное дело), поэтому место между креслами впереди пустое, с пластмассовым напольным поддоном для мелочей. Центр внимания, конечно, – это 17-дюймовый монитор – центр управления автомобилем.

Приборная доска. Слева – график потребления энергии, в центре -показание остатка пробега. Переключение в метрическую систему, градусы по Цельсию и 24-часовой формат – в меню.

Рычаг вперед-назад-парковка на рулевой колонке.

График потребления заряда – важная вещь при езде. Можно выстраивать свой стиль вождения по тому среднему значению, которое считается оптимальным. Когда сеть заправок станет повсеместной, гонять со скоростями в 140 км в час можно будет свободно – заправка у Tesla в США бесплатная. Да и домашняя зарядка батарей в десять раз дешевле, чем бензин или дизель – зарядить Model S дома в США можно за 5-7 долларов.

Можно подключить по Bluetooth свой айфон к приборной доске. Апгрейд системы и настроек автомобиля происходит периодически, так же как у любого компьютера. Можно посмотреть, что предлагается в новом релизе и запустить программу апдейта через связь с сервером Tesla.

Зарядная колонка Supercharger обеспечивает зарядку на пробег около 300 км за полчаса.

Это обычная заправка – за 5-7 часов машина заряжается почти полностью. Кстати, кроме стандартной и скоростной зарядки, Tesla предлагает и полную замену батарейного блока за 1,5 минуты. Это будет стоить 60-80 долларов – цена полной заправки бензином.

Сервисная станция. Обслуживание  делается раз в год или после каждых 20 000 км пробега.

Отдельно надо написать про Tesla в Норвегии. Здесь этот автомобиль стал просто бестселлером, побив рекорд продаж в стране. Только в сентябре прошлого года было продано 600 Model S, а всего уже больше 2000. В шести городах Tesla поставила станции подзарядки Supercharger, и число их постоянно растет. Государство способствует развитию электротранспорта: владельцы электрокаров освобождены от транспортного налога (это 100% от каталожной цены), налогов на добавленную стоимость и на регистрацию. В Осло водители электрокаров имеют возможность бесплатно парковаться и ездить по полосе общественного транспорта. С норвежскими астрономическими ценами на бензин и дизель электрокары от Tesla – просто спасение. Несмотря на достаточно высокую цену на них – в США стартовая цена на базовую модель составляет $49 900, модели с более мощной батареей стоят от $58 000 до $68 900 $. Европейский вариант Model S стоит от 51 500 евро. Tesla заявляет, что каждая следующая модель их электромобилей будет стоить дешевле предыдущей. Уже готовится к выпуску бюджетная Model Е, цена которой будет около $30 000. На подходе и кроссовер Model X – с четырьми двигателями (4×4).

Tesla – это типичное создание Кремниевой долины, реализованная мечта одного из тех тысяч интеллектуалов, которые составляют самое это понятие – Кремниевая долина. Элон Маск – это еще один Стив Джобс, показывающий людям новые горизонты. Человек, который сделал компанию, которая запускает теперь в космос ракеты. Вот такой человек стоит за электромобилем с простым названием Model S.