Год тому назад, когда валютный курс гривны под влиянием событий на Майдане начал “катиться” вниз, наша газета попыталась дать толкование происходящему (“ЗС” № 29–31 от 13 февраля 2014). События, развернувшиеся на валютном рынке Украины на прошлой неделе, заставили редакцию снова вернуться к анализу причин произошедшего.

Исторически сложилось, что денежная система в Украине была двухвалютной: гривневой и долларовой. Гривна использовалась как расчетная валюта, доллары – как валюта накопления и эквивалент реальной стоимости. Подтверждением этого была структура депозитов физических лиц, размещенных в банках Украины. В разные периоды это соотношение колебалось, но чаще всего было 50\50. И сколько бы НБУ не провозглашал в благополучные для нашего государства времена “крестовые походы” против доллара, называя это явление борьбой с долларизацией, суть вещей от этого не изменилась. Валютный курс гривны будет ещё очень долго влиять на уровень и качество жизни украинцев.
Торговый баланс – первопричина
Валютный курс гривны, размер и динамика валового внутреннего продукта, доходы бюджета – все эти показатели по сути производные успешности наших товаров и услуг на мировом рынке. По информации, озвученнной председателем НБУ Валерией Гонтаревой, “минусовый” баланс у страны наблюдался весь прошлый год не только в торговле, но и по балансу текущих операций, балансу капитального счета. Украинский “минус” определен центральным банком страны в 18,9 млрд долларов. Иными словами, денег, которые зашли в страну, меньше на 18,9 млрд, чем тех, которые вышли. Вот этот почти девятнадцатимиллиардный долларовый дефицит постоянно формирует долларовый спрос. “Золотые” времена украинской гривны – 2005–2008 годы, когда год от года росла цена и спрос на украинский металл – основной экспортный товар Украины, канули в Лету…
Война и тающие резервы
Валютные резервы страны – основной источник поддержания валютного курса гривны – усиленно таяли весь 2014 год. На попытки поддержать долларовыми интервенциями курс гривны в разгар войны на востоке в августе-сентябре было потрачено 1,3 млрд долларов. Война вымывала и депозитную базу банковской системы. Именно на замещение этих изымаемых вкладчиками денег и было направлено именуемое на профессиональном языке рефинансирование. Деньги, которые создаются эмиссионным путем. То, что в народе называется “печатанием” денег. Всего свыше 110 миллиардов гривен. К этому стоит приплюсовать “выпадение” из украинской экономики промышленности Донбасса по известным причинам.
Роль регулятора
Национальный банк, как известно, – независимый институт власти в Украине. Денежную политику проводит независимо от правительства. Но независимость институциональная, прописанная в законе, не выводит НБУ из-под политического влияния других институтов власти. Наибольшую власть над председателем НБУ имеет президент. По его представлению назначается и снимается с должности Верховной Радой председатель НБУ. А если представления нет, то и снятия нет. В украинской истории доходило до анекдотической ситуации. В конце 2008 года парламент посвятил целое заседание рассмотрению итогов работы парламентской следственной комиссии, которая анализировала работу НБУ и причины разразившегося тогда валютного кризиса. Так вот, тогда за отставку тогдашнего председателя НБУ Владимира Стельмаха проголосовали свыше 300 депутатов – конституционное большинство. Но Владимир Семенович остался при должности. Во все времена экономическая успешность украинских президентов мерялась так называемой “финансовой” стабильностью, олицетворением которой был “ровный” курс гривны. К этому украинский народ приучали все годы независимости. Даже тогда, когда экономических предпосылок для стабильного курса не было. В основе всех трех девальваций (1998, 2008 годов и начала 2014-го, которая длится по сей момент) было политическое желание первого лица страны иметь “стабильный курс”. Эту валютную стабильность и обеспечивал НБУ в условиях падения экспорта и, соответственно, недопоступлений валюты в резервы НБУ. На протяжении 2008–2013 в “топку” поддержания стабильного курса регулятор отправлял “позыченные” доллары, увеличивая таким образом девальвационный потенциал.
Роль личности
председателя НБУ в деле
о “стабильном” курсе
Обвинять Валерию Гонтареву в сегодняшнем падении гривны не вполне справедливо. Уж если есть что поставить в вину главному банкиру страны, так это ее заявления относительно будущего курса гривны, которые иногда последовательностью не отличались. В остальном падающая гривна – вполне ожидаемый итог денежной политики твердой гривны, которую проводило прежнее руководство НБУ. Ибо как поддержать пикирующую гривну, когда счета “валютных” резервов из месяца в месяц ужимаются? Разговоры о банкирах-спекулянтах и психозе населения – традиционная уже отговорка властей в условиях, когда озвучить истину – значит “подвести” высшую власть. Сегодняшняя картина – печальный итог политики “махрового” популизма, отсутствия реальных реформ и сильной промышленной политики, которые могли бы поднять конкурентоспособность национальной экономики. Или, как минимум, смогли бы заместить импортные товары отечественными. Ничего этого, по большому счету, сделано не было. Война на востоке – катализатор плачевного состояния дел… Снятие с должности Гонтаревой проблему курса не решит. В краткосрочной перспективе, как говорят экономисты, поддержать гривну может лишь МВФ. И в этом вопросе война – союзник падающей гривны. Учитывая благосклонное отношение супердержавы к воюющей Украине, с очень высокой долей вероятности можно утверждать, что уважаемая международная организация с офисом в Вашингтоне таки поддержит очередную программу кредитования Украины. Поэтому ждем 11 марта – заседания совета директоров МВФ.
Вместо послесловия
Отдельная тема, косвенно, на первый взгляд, не касающаяся проблем курсообразования – банковские банкротства, которые продолжаются по нарастающей с начала прошлого года. Банковский надзор, осуществляемый НБУ, как видим, эффективен для условий стабильности. Глубокая девальвация и “осадное положение” на востоке страны диктуют логику решительных мер. Проявлением этого стал новый законопроект № 2085, который был одобрен 260 парламентариями при необходимом минимуме 226 голосов в минувший понедельник. Законопроект был инициирован президентом и представлен в Верховной Раде блоком Петра Порошенко. Его появление – также одно из условий получения первого транша по новой программе расширенного финансирования EFF. Он предусматривает усиление ответственности связанных с банком лиц – руководителей и собственников банка, если их решения влияют на его финансовое состояние. Если банк признается неплатежеспособным и государство несет большие убытки, то руководитель или владелец банка отныне будет нести уголовную ответственность. Может, перспектива “отсидки” улучшит самочувствие гривны и повысит надежность банковской системы?