Петру Михайловичу исполнилось семьдесят пять. Возраст почтенный, но, поверьте, не настолько, чтобы, глядя на этого умудренного жизнью человека, сохранившего в себе и остроту объективного восприятия происходящих событий, и не по годам высокую работоспособность, сказать, что пора, мол, на заслуженный отдых. Да и вряд ли старость может угнаться за теми, кто много работает в интересах города, Запорожского края, сохраняя в себе открытость, искренность, реально помогая людям, к чему в своей повседневной деятельности и стремится П. М. Ванат – Почетный гражданин Запорожья. В чем убеждает и беседа нашего корреспондента с юбиляром, которую мы предлагаем вниманию наших уважаемых читателей.

Нынешняя социально-экономическая обстановка в Украине, а Запорожье и область в этом отнюдь не исключение, – сложная. Как Вы, Петр Михайлович, воспринимаете и оцениваете происходящее?
– Мне, как человеку, который практически всю жизнь посвятил промышленности и которому доподлинно известны проблемы буквально каждого предприятия, говоря откровенно, больно и досадно наблюдать за происходящим. В переломные девяностые годы промышленность, как известно, “упала”, не выдержав натиска нерегулируемой экономики, сориентированной, прежде всего, на тотальное разрушение установившихся кооперативных связей. Разве не досадно, что навсегда исчезли с карты Запорожья завод магнитофонов “Весна”, шелкомотальная фабрика, молокозаводы № 1 и № 2, мясокомбинат, Бердянский завод “Дормаш”, рыбокомбинат и целый ряд других предприятий? На “колени” была поставлена и металлургия, предприятия военно-промышленного комплекса. Только в 2001 году область достигла уровня 1990 года по объемам выпускаемой продукции. К слову, мы одними из первых в Украине преодолели глубокий кризис в металлургии.
– В целом, Запорожская область по объемам промышленности занимает лидирующие места?
– Традиционно мы занимаем 5–6 место. Не так давно область занимала 2–3 места по уровню роста заработной платы, а по выработке промышленной продукции в расчете на одного человека в денежном выражении – даже первое. Это, безусловно, возрождало надежды, окрыляло. Предполагалось, что в 2010–2015 годах экономика полностью “выздоровеет”. Увы, “не так сталося, як гадалося”: 2009-й год оказался для нас провальным, как и для всей Украины. Производство сократилось на треть. Не благоприятствовала и негативная конъюнктура на международном рынке. Упал спрос на металл, на металлические и другие изделия.
– В чем первопричина такой кошмарной ситуации?
– На мой взгляд, стечение обстоятельств, а также результат неправильных действий государства, в частности, хаотичная, иногда нелогичная приватизация. Чем, например, можно оправдать продажу алюминиевого комбината российскому бизнесу? Ничем! Это изначально стратегическая ошибка. Ведь для возрождения предприятия необходим, в первую очередь, инвестор, заинтересованный в развитии конкурентоспособного рынка. А российской фирме “Русал” – алюминиевому монополисту это ни к чему. Ему 3–5 процентов запорожского алюминия – капля в море. Итог печальный: остались невыполненными инвестиционные обязательства, никто не занимался обновлением предприятия, инновационными проектами и так далее. Итог – остановка предприятия. Металлурги “Запорожстали”, “Коксохима”, огнеупорного и ферросплавного заводов оказались в ситуации, когда производимая ими продукция из-за высокой стоимости энергоносителей оказалась практически неконкурентоспособной. С горечью приходится констатировать, что инвесторы не спешили, да и сейчас не очень-то торопятся вкладывать средства в модернизацию производства. Между тем, с этой точки зрения некоторые запорожские заводы перешли в разряд антикварных. Дедовские технологии, устарелое оборудование, предельные выбросы в атмосферу – вот что мы имеем в металлургии сегодня.
– Дышать, особенно в центре города, нечем.
– Тем не менее, справедливости ради следует признать, что сделано немало для улучшения экологической ситуации. В частности, на коксохимзаводе, на ферросплавном, где внедрен замкнутый цикл водоснабжения, исключающий выброс промстоков в Днепр. Построены очистные установки на “Запорожстали”, “Днепроспецстали”.
– Давно пора!
– Выход, как раз, не только в строительстве очистных установок, а прежде всего во внедрении новых технологий. К примеру, на “Запорожстали” нужно было давно потушить легендарные, но отработавшие свой ресурс мартеновские печи. На их место должно было прийти кислородно-конверторное производство. Однако прежние собственники не спешили с модернизацией, получая ежегодно 350–400 млн. долларов прибыли, которых бы хватило на внедрение конверторного производства. По словам руководства предприятия, политика на обновление производства – это приоритет. Последнее слово – за собственником предприятия.
– Какие потенциальные возможности есть, скажем, у “Потенциала” для положительного решения экологических, других проблем предприятий, для создания новых рабочих мест?
– Чтобы вразумительно ответить на данный вопрос, следует задать другой: “А есть ли в Украине долгосрочная, конструктивная промышленная политика?”. К сожалению, ответ будет отрицательным. Ее нет! Ориентация на внешний или внутренний рынок абсолютно стихийная, сложившаяся по законам дикого рынка.
– По крайней мере, не для того, чтобы только экспортировать?
– Правильно. Мы сегодня очень зависим от внешнего рынка, от чего страдает внутренний рынок, то есть мы с вами.
– В каком же направлении нужно двигаться?
– Категорически нужно развивать свой внутренний рынок. Так называемое импортозамещение должно стать не лозунгом, а государственной политикой. Вернемся, к примеру, к алюминиевому комбинату. Ведь, если бы в государстве кто-то думал о перспективе, то мы могли бы за короткое время на базе этого завода развить производство алюминиевой проволоки для энергетиков и фольги, которой могли бы полностью удовлетворить спрос и кондитерских фабрик, например, и бытовых нужд населения. Главное, мы бы сохранили рабочие места на этом авторитетном когда-то предприятии.
– Это только один пример
– А их только в Запорожье, поверьте, немало. Возникает логичный законный вопрос: Почему бы не просчитать, сколько и какой стали, алюминия, титана и в каком виде нам сегодня необходимо? И для внутреннего рынка, и для экспорта, чтобы заработать иностранную валюту. С другой стороны, следует рассматривать и уже принятые общегосударственные программы, связанные, например, со строительством дорог, жилья, иной инфраструктуры, широкая реализация которых потребует нарастить производство металла, многих других материалов. Как ни печально, но в стране сегодня нет общего экономического баланса. А наша область – лишь часть страны, которая не может существовать самостоятельно, автономно. Когда нет четкой, научно обоснованной общегосударственной стратегии социально-экономического развития, сложно даже рассуждать о перспективах.
Надо знать и видеть, чего мы хотим, к чему стремимся. Видимо поэтому, проводя так называемую административную реформу, додумались в свое время даже упразднить Министерство промышленности, которое, слава Богу, восстановили в конце прошлого года. Это не панацея, а инструментарий. Выступая как-то на одном из представительных форумов в Киеве, я поинтересовался, а кто же в нашей стране изучает, обобщает и выдает какие-то рекомендации правительству по развитию промышленного комплекса в стране? Ответ услышал, что, мол, Министерство экономики разберется и в промышленном развитии. Но ведь у этого профильного министерства другие обязанности и функции.
– Можете прокомментировать создание Министерства сборов?
– Не хотелось бы комментировать подобные преобразования, так как они мне не совсем понятны. Думается, фискальных “инструментариев” в стране и так предостаточно. Нужно создавать надлежащие условия для эффективной работы предприятий, независимо от форм собственности, особенно для малого и среднего бизнеса, который сейчас как бы замер в ожидании – что же будет дальше.
Вроде бы, налоговые службы стремятся, как кажется, искренне помогать бизнесу?
– Я являюсь членом коллегии областной налоговой службы, о многом знаю не понаслышке. И поверьте, областная налоговая служба на самом деле старается по мере возможности содействовать развитию малого и среднего бизнеса в целом. И одновременно глубоко переживает, когда просто не находит рычагов воздействия на какую-то конкретную ситуацию. Пока что переход от фискальных контролирующих функций к сервисному обслуживанию чаще всего – лишь лозунг. Хотя, честно говоря, сделано на областном уровне немало, руководители у нас высокопрофессиональные и порядочные.
– Однако на “государевой” службе надо поступать чаще по указаниям сверху?
– Поэтому и работают налоговики строго регламентировано, руководствуясь служебными инструкциями, которые, на наш взгляд, выходят иногда за рамки не только закона, но и здравого смысла. Многие вопросы, к сожалению, находятся не в их компетенции.
– Петр Михайлович, деятельность областной и городской власти одобряете?
– Буду откровенен: власть старается. Председатель Запорожской облгосадминистрации А.Пеклушенко – опытный, требовательный руководитель. Причем работа областной власти четко скоординирована с городской, достигнуто полное взаимопонимание с городским головой А.Сином. Мне довелось работать на своем веку практически со всеми губернаторами, начиная с 1990 года. Поэтому, оценивая профессиональный потенциал каждого из них, не колеблясь отмечу, что Александр Николаевич выгодно выделяется из всех предшественников-губернаторов и своей компетентностью, и одержимостью, и умением заинтересовать свою команду в необходимости решения самых сложных задач. Осталось дождаться того счастливого времени, когда будет децентрализована власть, и большинство полномочий перейдет местной громаде.

Беседовал Юрий ИВАНЕЦ