С 1 января регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляет Государственная регистрационная служба Украины (Укргосреестр). Эта служба ведет Единый государственный реестр имущественных прав на недвижимое имущество, где сосредоточится вся информация о недвижимости Украины. За БТИ осталось проведение технической инвентаризации недвижимости, составление технических паспортов, выполнение судебно-технической экспертизы, а также оценка имущества.

О проблемах переходного периода на встрече с журналистами рассказала директор ООО “ЗМБТИ”, депутат Запорожского городского совета Неонила Сепп:
– На сегодняшний день наше предприятие передало часть своих функций “Укргосреестру”, что составляет порядка 40 процентов от общего количества дел, однако же мы продолжаем работать и дальше. Что касается подводных камней новой системы, то, как ни прискорбно об этом говорить, но они существуют. Так, с 1 января при купле-продаже или дарении недвижимости сверять планировку квартиры с ее техпаспортом, а значит, проводить обязательную техническую инвентаризацию уже не надо. Ответственность за этот вопрос возложена непосредственно на продавца и покупателя. Они сами будут решать, обращаться им в БТИ или нет. Это говорит о том, что теперь нотариус, когда к нему придут для перевода того же наследства и предоставят правоустанавливающие документы и технический паспорт объекта, например, 1953 или 1980 года, не имеет права настаивать на его обязательном обследовании. При этом всем понятно, что за такой промежуток времени этого здания может уже не существовать на самом деле. Однако же будет проведена сделка с недвижимостью, которой нет, то есть состоится переход права собственности на землю. Это грозит массой законодательных проблем для нового владельца, – констатировала Неонила Сепп.
Для того чтобы устранить проблемы в будущем, директор ООО “ЗМБТИ” советует покупателям перестраховаться и провести техническую инвентаризацию приобретаемого здания и сверить эти данные с последним техпаспортом объекта.

По линии БТИ –
Укргосреестр проблемы решаемы

– В Законе о регистрации имущественных прав написано, что вновь созданная структура пользуется реестром, который работает с 2003 года, – говорит Неонила Сепп. – Укргосреестру поставили новую программу, и они ее наполняют. Но есть информация, которая хранится только в реестровых книгах, картотеках, реестровых делах. Со своей стороны мы готовы ее передать вновь созданной организации. Однако Укргосреестр бумаги у нас не принимает на том основании, что нет на то полномочий. Согласно Закону о регистрации имущественных прав, информацию с бумажных носителей должны выдавать предприятия на безоплатной основе. Однако, к сожалению, у нас нет сегодня возможности взять специалиста с юридическим образованием для выполнения такой работы. Кроме того, нарушается главный Закон Украины – Конституция, которая гарантирует человеку право на оплачиваемый труд, а эту работу предлагается делать бесплатно. В БТИ до 1 января этого года был юридический отдел из 16 сотрудников с юридическим образованием, которые выполняли эти функции. После сокращения штатов у нас не осталось ни одного юриста. В данной ситуации крайними окажутся обыкновенные люди. Вот этот факт действительно можно назвать проблемой переходного периода. Однако мы уверены, что в самое ближайшее время все процессы будут налажены. Для упрощения этого процесса между БТИ и Укргосреестром подписан меморандум, по которому специалистам последнего будет предоставлен доступ к необходимым материалам, отсутствующим в общем госреестре, – подытожила Неонила Сепп.