На последней 57 сессии Запорожского городского совета депутатский корпус обсуждал доклад депутата городского совета, председателя временной контрольной комиссии по вопросам рассмотрения обращений граждан, общественных организаций, предприятий Андрея Иванова, который с апреля прошлого года вышеназванную комиссию и возглавляет. Андрей Валерьевич зачитал доклад о ситуации, сложившейся с закупками продуктов питания для дошкольных заведений города и организацией горячего питания в школах. Депутат обвинил департамент образования и его руководство в проведении непрозрачных закупок, создании неконкурентных условий, что приводит к значительному завышению цен и поставкам некачественной продукции в детские сады и школы города. Поскольку взаимные обвинения, прозвучавшие с трибуны сессии, были нешуточными, мы предоставили возможность депутатам рассказать о предмете конфликта обстоятельно и без лишних эмоций.

Андрей Иванов, депутат городского совета:
– В январе текущего года ряд компаний обратились во временную контрольную комиссию Запорожского горсовета по вопросам рассмотрения обращений граждан, общественных организаций, предприятий, которую я возглавляю, с жалобами относительно непрозрачности и предвзятости проведения тендеров по закупкам продуктов питания в детские дошкольные заведения на 2015 год. Комиссия была создана в апреле прошлого года для рассмотрения обращений, которые касались возможного проявления коррупции со стороны чиновников и работников коммунальных предприятий. Тендеры проводились и организовывались департаментом образования и состоялись в конце прошлого года.
Комиссия пошла по нескольким направлениям. В первую очередь мы проанализировали цены выигравших поставщиков. Мы увидели, что тендеры выиграли компании, ценовые предложения которых значительно превышают среднерыночный уровень цен. Разница в ценах составляет от 20 % до 80 %. Маленький пример – по поставке сахара выиграла компания с ценовым предложением 14,76 грн. за кг. Хотя в розничной торговле в этот день цена была 8,90 грн.
Комиссия проанализировала предложения по 6 товарным позициям и получила неутешительный для городской казны результат. Разница между максимальным и минимальным предложением составила 4 миллиона 332 тысячи гривен! А минимальное предложение было отклонено департаментом.
Аргументы департамента образования в недопущении к тендерам многих участников можно назвать издевательскими: “справка о наличии материально-технической базы не соответствует требованиям деловодства”, это при том, что справка имеет свободную форму. Или вот: “Копии некоторых документов не соответствуют требованиям документации” и так далее, и тому подобное. Вопрос:  почему выигрывает компания, предлагающая сахар почти по 15 гривен за килограмм, а не та, что предлагает за 8 гривен?!
После нашего разбирательства департамент образования резко изменил свою позицию в отношении выигравших поставщиков. Теперь на наши доводы о завышенных ценах они отвечают тем, что на сегодняшний день продукты в садики города поставляются по другим – меньшим ценам. Вопрос: а зачем тогда нужно было проводить эти тендеры? Вопрос о коррупционной составляющей тендерного процесса повисает в воздухе.
Когда наша комиссия глубоко разобралась с тем, как департамент проводит тендеры по закупке продуктов питания, то мы пришли к выводу – существует отлаженная система по недопущению к бюджетным деньгам “чужаков”. Суть этой “селекции” сводится к тому, чтобы под свою компанию “подогнать” требования, документацию. А документация других участников тендеров просто “заворачивается” как несоответствующая условиям конкурса. Все отказы на участие в конкурсах просто сквозят надуманными, “высосанными из пальца” поводами для отказа. Вывод однозначен – конкуренции при проведении тендеров нет, а интересы громады в части экономии средств городского бюджета открыто игнорируются.
Второе направление, по которому пошла комиссия – изучение ситуации с качеством поставляемой продукции. Депутаты горсовета с этой целью в феврале посетили ряд детских садов. Нас интересовало качество овощной и мясной продукции. В одном из садов нам продемонстрировали так называемое мясо, которое по накладным стоило 89 грн. за килограмм. Данное мясо больше было похоже на отходы мясного производства стоимостью до 30 грн. за килограмм. В то время как купленное в одном из супермаркетов мясо, в народе называемое вырезкой, обошлось нам в 87,95 грн. за килограмм. Согласно сертификату, мясо, привезенное в садик, хранилось уже более месяца. Хотя по нормам хранение не должно превышать 5 дней. Возникает вопрос: “Чем кормят наших детей?”. Более того, мясо, которое мы увидели, не соответствует техническим условиям, которые в обязательном порядке присутствуют в тендерной документации. ГОСТ предусматривает наличие мяса, отделенного от плевы, жил и прочего.
Сегодня с горячим питанием в школах сложилась также критическая ситуация. Тендер не проведен, а компания, которая, по сути, поставляла продукцию в школы за свой счет, денег не получила. Непрофессионализм и желание на этом заработать – вот составляющие той ситуации, которую мы имеем сегодня.
Тендер, проведенный департаментом в январе, антимонопольным комитетом признан незаконным.
Еще один любопытный факт – фирмы, которые выиграли конкурсы на поставку продуктов питания в учреждения образования, находятся по одному юридическому адресу и зарегистрированы были осенью прошлого года с уставным фондом аж 1000 грн.
В условиях тендера для поставщиков должны быть требования, относящиеся к профильной деятельности. Это – оборудование, сертифицированные склады, холодильники и так далее. Эти требования к поставщикам были в тендерах до 2015 года. В этом году это требование по инициативе департамента образования исчезло.
Выводы нашей комиссии мы предоставили городскому голове. Это не мнение депутата Иванова. Все присутствующие члены комиссии, а также приглашенные депутаты из других комиссий поддержали наши выводы. По каждому вопросу комиссия голосовала отдельно. И по всем вопросам голосование было единогласным.

Начальник департамента образования и науки, молодежи и спорта городского совета Раиса Чухрай:
– Информация о том, что департаментом образования и науки, молодежи и спорта Запорожского горсовета были проведены торги и заключены договоры на закупку продуктов питания для дошкольных учреждений города по завышенным ценам, не соответствует действительности.
В обращениях и заявлениях временной комиссии, которую возглавляет Андрей Иванов, информация намеренно подается неполно. Например, на веб-портале уполномоченного органа были проанализированы только цены в заключенных договорах и сознательно не приняты во внимание сообщения о внесении изменений в договоры на текущий период закупки, согласно справке Главного управления статистики в Запорожской области, обнародованные на этом же портале. Между тем, поставки сахара сейчас осуществляются не по договорным ценам, а по цене Главного управления статистики в Запорожской области – 10,38 грн., цена картофеля составляет не 6,96 грн., а 3,68 грн., филе куриное завозится по 52,68 грн., в то время как по данным статистики цена на филе куриное в Запорожской области составляет 53,34 грн., масло сливочное поставляется по цене от 65,00 грн. до 71,00 грн., в то время как по данным статистики цена в среднем по области – 81,50 грн.
Нужно сказать, что такой мониторинг цен согласно справке Главного управления статистики в Запорожской области осуществляется департаментом образования ежемесячно. Каждый месяц проходят заседания тендерного комитета, на которых, исходя из статистических данных, пересматриваются закупочные цены на продукты для дошкольных учреждений как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
В декабре 2014 года департаментом образования были объявлены конкурсные торги на подвоз продуктов питания в дошкольные учреждения. Вы помните, как тогда резко изменился курс доллара, какая была инфляция. Как следствие, возникли сложности с тем, чтобы сформировать цены на продукты, чтобы их заявить. То есть в декабре мы должны были предугадать, сколько продукты будут стоить в январе. В связи с этим, в цену, которая предлагалась участниками, были включены риски при повышении цен на следующий год и индекс инфляции, предложенный Минэкономики Украины в размере 13,1 %, а также расходы предприятия на топливо в связи с необходимостью подвоза продуктов к каждому детскому учреждению. В результате конкурса победителями были определены те поставщики, которые предложили самые низкие цены, и отклонены те предложения, которые не соответствовали требованиям Закона Украины “Об осуществлении государственных закупок” по причине отсутствия необходимых документов.
В декабре, когда начались торги, ко мне лично обратился Андрей Иванов по поводу того, чтобы тендерный комитет департамента образования подготовил соответствующим образом к участию пакет документов компании “ВАСК-М”. На что я ответила Андрею Валерьевичу, что торги будут проходить только по закону. И что я не являюсь членом тендерного комитета и влиять на его работу не собираюсь. У нас состоялись две такие встречи, на которых я говорила ему, чтобы фирма, которая желает участвовать, подавала документы наравне с другими участниками торгов. Травля департамента образования Андреем Ивановым началась, когда стали известны результаты торгов и фирмы, интересы которых он лоббировал, не победили.
Все его заявления направлены на срыв процедуры проведения торгов и дестабилизацию работы департамента образования и науки, молодежи и спорта Запорожского городского совета. Так, общественная организация “Верховенство права”, которая обратилась с заявлением в прокуратуру, правоохранительные органы и Госфининспекцию в Запорожской области, зарегистрирована в городе Одессе. Она не первый раз обращается в правоохранительные органы с заявлениями по различным вопросам деятельности департамента, по результатам рассмотрения которых со стороны правоохранительных и контролирующих органов не было установлено никаких нарушений.
Кроме того, вдруг в январе начала работать временная контролирующая комиссия, созданная еще в апреле 2014 года, которая до этого в течение года не работала.
Причем комиссия выборочно заинтересовалась исключительно жалобами ЧП “ВАСК-М” и ООО “Украинская торговая компании № 1” и как будто бы выявила нарушения законодательства в сфере закупок в учреждениях образования. Председатель временной комиссии Андрей Иванов стал нарушать статью 2 Закона Украины о проведении закупок и требовать от департамента образования информацию и документы относительно рассмотрения предложений конкурсных торгов. Однако по закону мы должны соблюдать конфиденциальность документов, и если есть моменты, с которыми не согласны компании-участники, опротестовать решение тендерного комитета вправе только Антимонопольный комитет.
Данные о результатах проверки комиссии, которые Андрей Иванов демонстрировал на последней сессии городского совета, были голословными и не проверенными, депутаты не имели возможности внимательно изучить их.
Что касается обвинения меня лично в том, что в детский сад было поставлено некачественное мясо, то как руководитель департамента я не несу ответственность за качество поставки продуктов питания. Есть совместный приказ Минобразования и Минздрава, где в пункте 14 указано, что ответственность за безопасность и качество продуктов питания и продовольственного сырья возлагается на руководителя учреждения, если работники пищеблока являются штатными в этом учреждении. Но Иванов продолжает во всем обвинять меня.
Хотя за почти три года, которые я работаю на должности начальника департамента, жалоб от родителей, что детей плохо кормят в детском саду, не поступило ни одной! Не раз проводились опросы среди родителей, они довольны качеством питания детей. Это ли не главный показатель ситуации с организацией питания в дошкольных учреждениях города?
Я предполагаю, что основная цель Иванова и руководителей фирм ЧП “ВАСК-М” и ООО “Украинская торговая компании № 1” – снять меня с должности, чтобы поставить своего человека руководителем департамента.