О реформе здравоохранения мы, в основном, вынуждены узнавать из интервью и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун и ее заместителей, а также из пояснительных записок на сайте МОЗ. Между тем, первые шаги реформы должны стартовать уже весной.

Сколько-сколько?

Неприятие непонятных и противоречивых реформ, которые уже прозвали «геноцидом» украинцев, обеспечило нашим врачам ярлык  саботажников и людей, не способных воспринимать перемены в принципе.

Казалось бы, встречи министра с врачами, представителями местной власти и профсоюзных комитетов медучреждений, должны были внести ясность в основные аспекты новой медицинской реформы. Но, судя по тому мероприятию, которое прошло на прошлой неделе в Запорожском горсовете, и. о. главы Минздрава Супрун не убедила медиков в необходимости ТАКИХ реформ. Более того, она не дала ни одного четкого ответа на вопросы врачей.

Не увеличивает доверие ни к планам, ни к людям, которые эти планы продвигают, и постоянная противоречивость в словах самой Супрун и ее замов.

То семейному врачу нужно будет подписать контракт с 1000-2000 ЧЕЛОВЕК, то уже звучит такое же количество СЕМЕЙ. Простите, это совершенно разная нагрузка. В разы.

А в объяснениях на сайте МОЗ вообще речь идет об обязательной нагрузке в 2000 человек на врача.

Как нам пояснил этот диссонанс Александр Ябчанка, эксперт медицинской группы Реанимационного пакета реформ, это связано с тем, что решение по количеству пациентов для семейных врачей еще не принято, оно находится на стадии обсуждения.

«Есть несколько точек зрения. Первая заключается в том, чтобы поставить верхнюю границу в 2 тысячи пациентов. Для педиатров нагрузка будет ниже. За одного человека семейный врач в год будет получать 210 гривен. По педиатрам сумму я еще не слышал, но в министерстве отмечают, что она будет выше. Также сумму, превышающую стандартную, планируется выделить на людей пожилого возраста, так как им нужно больше внимания», – отметил эксперт.

Причем в эту сумму входят не только анализы-обследование, но и зарплата врача, аренда офиса и прочее.

Вывод: никто на самом деле еще не просчитывал нагрузку. Ни сколько человек реально сможет «потянуть» врач в таком режиме, ни сколько врачей для этого всего понадобится. И хватит ли их на всех желающих.

Да и мало ли что можно говорить. Важно, как и когда это будет оформлено в виде Приказов МОЗ. И какое будет финансирование под эти заявления и Приказы.

Нищая реформа дорогой медицины

К слову, о финансировании. На данный момент государственная субвенция, которую получает Запорожье, не покрывает даже зарплаты медиков. Об этом нам рассказал заместитель городского головы Анатолий Пустоваров.

«К сожалению, еще не совсем понятна концепция изменений, которые планируется провести в системе здравоохранения. В частности, это касается вопросов финансирования. Для того чтобы проводить изменения, в том числе касательно работы скорой помощи, необходимо параллельно с реформированием проводить полную замену оборудования, поскольку то, которое имеется у наших врачей, не обновлялось десятилетиями. Это должна быть комплексная национальная программа, предусматривающая одновременно и обновление материально-технической базы лечебных учреждений, и реформирование системы оказания медицинских услуг», – отметил Анатолий Пустоваров.

Но у министерства другое мнение. Там предполагают, что проблему финансирования решит так называемое государственное страхование.

«Суть реформы в том, что нынешняя модель здравоохранения, с которой мы живем уже более 20 лет, себя изжила. И недофинансирование является хроническим не только для Запорожья, но и для всех регионов Украины, – говорит Александр Ябчанка. – Государство берет бюджет 3,5% ВВП и выделяет их на содержание учреждений здравоохранения, где мы должны получать теоретически бесплатную помощь. По факту мы платим за медикаменты 90% из собственного кармана, а бесплатная медицинская помощь у нас остается только на бумаге.

В цивилизованном мире работает так называемая страховая модель. Это означает, что государство финансово гарантирует гражданам определенный пакет медицинской помощи. Этот пакет мы покупаем у поставщиков медицинских услуг. А у кого именно покупать эти услуги – определяет гражданин. Он идет к выбранному врачу, и на него выделяют бюджетные деньги. Логика реформы в том, чтобы бюджетные средства перераспределять не в содержание учреждений здравоохранения, а покупая у этих заведений услугу для граждан, а у кого именно закупать эту услугу решает сам гражданин.

Посчитать услуги, которые будут входить в этот страховой пакет пока невозможно, потому что у нас нет достоверной статистики, какой объем медицинской помощи у нас предоставляется в стране сейчас. А статистика, которую заведения подают наверх – это лишь статистика выполнения плана. Страховой пакет должен быть универсальным для каждого гражданина, и в 2017 году он будет гарантировать первичное звено медицинской помощи и экстренную медицинскую помощь. Вторичная и третичная медпомощь будут финансироваться еще по старому принципу – за счет субвенций. Государственное страхование для этих звеньев начнется в 2018 и 2019 годах», – подытожил эксперт Реанимационного пакета реформ.

По словам и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, сейчас по поводу услуг, которые будут входить в страхование «первички», идет большая дискуссия. Но понятно то, что все услуги, которые будут превышать универсальный пакет, человек будет оплачивать официально в кассу больницы.

«Теперь медицина будет регулироваться рыночными законами, а не законами плановой экономики, которая исключает конкуренцию. Мы пытаемся максимально упростить логику финансирования и управления здравоохранением. Чем больше сделок, тем больше зарплата врача. Чем довольнее пациенты, тем больше больница получает средств. И чем здоровее пациенты, тем меньше больница будет тратить средств на их лечение. Вот вам профилактика, вот вам ранняя диагностика», – заявила госпожа Супрун.

Вот только бюджет от этого не перестает быть африканским. Но вместо того, чтобы честно сказать об этом народу и принять болезненные, но неизбежные решения — делается вид, что проблема не в страшном дефиците финансирования, а в неправильных приоритетах. И проблему можно решить путем реформ. 

Только эта реформа, призвана не улучшить качество оказания медицинской помощи, а выбрать, какие сферы будут финансироваться за счет бюджета, а какие – нет.

Кстати, не забываем, что теперь семейный врач должен быть доступен 24 часа в сутки, семь дней в неделю (вот так обесценивается жизнь медработника). Но что делать больному, если его семейный врач, с которым он заключил договор и которому государство начисляет средства, сам заболеет (после такой-то нагрузки) или уйдет в отпуск?

Этим вопросом, как оказалось, должна обеспокоиться сама больница или сам врач, если он ведет частную практику.

«Очень редко врачи работают сольно. И хотя соглашение человек составляла именно с врачом, но юридическое лицо является учреждение, в котором работает этот врач. Очевидно, что заведение при отсутствии вашего врача должно предоставить вам другого. Теперь в отношении частных физических лиц. Они должны обеспечить непрерывность медицинской помощи пациентов, поэтому здесь уже им надо будет искать варианты, объединяться между собой, и так они планирует, кто идет в отпуск и кто кого подменяет. Та же история должна быть и с выходными», – сообщил Александр Ябчанка.

Не с той стороны к инновациям подходим

Еще один перл инноваций Министерства здравоохранения – врачи будут лечить украинцев по телефону. По словам Ульяны Супрун, только 30% тех, кто обращается в скорую помощь, необходима срочная госпитализация. Остальным она на самом деле не нужна, и их проблемы можно решить в ходе разговора с врачом.

А решение заменить квалифицированных врачей на скорой помощи парамедиками вообще внушает ужас.

«Задумайтесь, принцип парамедицины – хватай и беги, принцип, который работает у нас, – стой и лечи. Очень хорошо, что парамедик схватит и побежит, но побежит куда, на чем и по какой дороге. У нас нет больниц, у нас нет дорог, у парамедиков нет опыта работы. Кого мы так довезем и куда?» – спрашивает Наталья Дорошева, кардиолог специализированной кардио-реанимационной бригады скорой помощи.

Интересно, что эту проблему осознают и в министерстве.

«Мы понимаем, что для этого нужен целый ряд мероприятий, и не только со стороны министерства или местного руководства системы здравоохранения. Должны быть удобная транспортная завязка, соответствующие состояние дорожного покрытия, оснащенность каретами скорой помощи, система логистики машин «скорой», колл-центр, который бы отсеивал звонки тех, кто не нуждается в экстренной медицинской помощи. Эти все проекты в комплексе должны дать необходимую оптимизацию, но как это будет на самом деле, не могу сказать, потому что еще не видел самого плана реализации реформы», – говорит Александр Ябчанка.

 Но внедрять реформу скорой помощи министерство решило именно сейчас, когда по факту еще ничего не готово, а исключение врачей со «скорой» грозит жизнями сотен тысяч людей. На сегодняшний день есть реалии, когда в районе только одна скорая помощь или один лечащий врач. Как в этих ситуациях быть? Мы не получили ответа на этот вопрос.

А инициатива существенно упростить сертификацию импортных лекарств в Украине? С одной стороны – дело хорошее, когда речь идет о действительно необходимых препаратах, которых ждут тысячи больных. С другой стороны возникают сомнения – а не лоббирует ли она интересы иностранных фармацевтических компаний? В Америке все врачи бизнесмены, тем более совладельцы клиник, а уж за закупки препаратов определенного производителя там откаты дают! И это совершенно безопасный вид коррупции в американской медицине.

Кроме того, едва вступив в должность, Ульяна Супрун подписала приказ №835 и позволила в Украине проводить испытания на украинских гражданах с помощью 95 препаратов. Согласно приказу, в больницах практически всех городов страны будут тестировать американские препараты на больных, страдающих ревматоидным артритом, шизофренией, пневмонией и онкологией.

Конечно, наука дело важное, но дело в том, что в Украине, по сравнению с цивилизованными странами, где полноценно работает рынок доказательной медицины, людям за это не платят и жизнь их в связи с такими опытами не страхуют. У нас платят только врачу, который испытывает препарат на пациентах. 

И это только начало, ведь, по словам Александра Ябчанки, министерство здравоохранения планирует двигаться в сторону доказательной медицины.

В процессе общения Уляны Супрун с запорожскими медиками неоднократно был задан вопрос — действительно ли в команде министра находятся профессиональные медработники. Поскольку у тех, кто в медицине не один год, очень много вопросов относительно изменений — говорят, они слишком далеки от сегодняшних реальных возможностей что-то изменить. Единственное, что они могут, так это увеличить количество летальных случаев.

Лидия ШОРР