Реставрационный ангар, что находится на территории Национального заповедника “Хортица”, пополнится еще одним уникальным экспонатом: к уже существующим кораблям 1736–39 г.г. – “Козацький човен”, “Бригантина”, “Дубель-шлюпка” – добавится лодка-однодеревка, которую в прошлом году обнаружил неподалеку от острова Байды старший научный сотрудник Национального заповедника Валерий Нефедов. Но об этом чуть позже…
Сейчас мало кто помнит, но поисковые (если можно так выразиться) работы на Днепре начались под руководством нынешнего директора областного краеведческого музея, профессора Георгия Шаповалова где-то в 1967 году. Да и как не начать, если рядом Хортица, а вокруг нее – два Днепра?
Первым со дна возле Хортицы был поднят, если мне не изменяет память, киль казацкой чайки, и произошло это в середине восьмидесятых годов прошлого века. Я тогда как журналист присутствовал при подъеме: было легкое волнение, когда на твоих глазах из воды показалась длинная, обработанная несколько столетий назад руками человека часть древнего дуба.
С тех пор сотрудники заповедника и их помощники Старый Днепр “в покое” не оставляли. (О Новом Днепре речь не шла, так как в древние времена он изобиловал песчаными косами, гранитными перекатами и почти не подлежал судоходству).
Больше всего лодок и “чаек” находили в районе Наумовой балки. А теперь вот нашли човен ниже острова Байды…
В июне 2012 года в рамках подводно-археологической экспедиции, руководителем которой стал кандидат исторических наук Дмитрий Кобалия, началось детальное исследование этого затонувшего объекта. Выяснилось, что лодка была сделана из дуба, длина однодеревки составляет около 8 метров, ширина – около 1 метра.
Трудно сказать, сколько ей лет. Специалисты думают, что примерно 500, но о точной дате изготовления можно будет говорить только после проведения радиоуглеродного анализа. Возможно, такими судами пользовались во времена Киевской Руси – во всяком случае, изображения лодок-однодеревок можно встретить на гравюрах 16–17 столетий.
Позавчера лодку вытащили на берег и доставили в реставрационный ангар, где она будет находиться в необходимых для древнего судна условиях. А потом займет свое место. Уже в истории…
Большую помощь в организации изучения и поднятия лодки-однодеревки оказали меценаты Юрий Смоляк, Вячеслав Сарычев и Юрий Лагно.