“Что нужно, чтобы увидеть грусть в глазах маршрутчика? Нужно посмотреть в весёлые глаза впереди едущего маршрутчика!” – такой шуткой завершил наш разговор водитель маршрутного такси, который из скромности или по другой причине назвался именем Сигизмунд.
“Если человек проработал на запорожской маршрутке больше года и не сошёл с ума – это что-то значит! Я же проработал 10 лет. Это тоже тяжёлый труд, который требует определённых навыков, опыта, ответственности. Как-никак, люди – это самый дорогой груз”, – признался мой собеседник.
Сидячие места покрывают стоимость топлива
Многие считают, что проезд в маршрутке стоит дорого. “Стоимость проезда 2 грн. 50 коп. – это впритык, чтобы было рентабельно”, – утверждает мой собеседник. По его словам, в среднем километраж маршрута (съездить туда и обратно) составляют 30 км, на которые нужно потратить 5 литров топлива. Таким образом, при цене 9,5 грн. за литр один оборот обходится водителям в 47,5 грн. Учитывая, что в маршрутке 18 сидячих мест, которые при стоимости проезда две с половиной гривны приносят водителю 45 гривен, получается, что нужно перевезти 19 пассажиров, чтобы оправдать топливо, затраченное на оборот. Соответственно, чтобы заработать 1000 гривен, маршрутчику нужно перевезти 400 человек. Причем из этой тысячи 400 грн. сразу отнимем на заправку маршрутного такси. Путем несложных вычислений получаем остаток – 600 гр. – такая сумма остается на руках у водителя. Но из них он должен отдать процент работодателю.(Какая доля отдаётся фирме, осталось неизвестным, узнали только, что каждое автотранспортное предприятие оговаривает эту цифру отдельно). Кроме того, водителю нужно заплатить за аренду автобуса и за его техобслуживание. Итого, по признанию Сигизмунда, личная прибыль водителя не превышает 20 % от всей выручки за день, а то и меньше.
Ох, рано встает маршрутчик…
Начинается тяжелый труд водителя маршрутки в 4 утра. Перед выездом водитель обязан получить специальный билет – такой же по значимости документ, как и водительское удостоверение. В нём ставятся две обязательные печати – от врача и механика, дающие право на выезд. “Если и есть фирмы, не соблюдающие эти требования, то они сами себе “роют могилу”. Я, слава Богу, в такой фирме не работаю, – говорит наш интервьюер. – У нас не выедешь без страховки, без техосмотра, без печати врача… Это классифицируется как угон машины! Там, где работаю я, все строго – что-то не понравится механику или врачу, ты просто не выедешь”.
Проблемой остаётся обустройство стоянок маршрутных такси. Если фирма побеспокоится и поставит биотуалет – уже хорошо. Обедают водители чем придется: кто из дому бутерброды берет, кто в ближайших ларьках кормится, фирмы об этом редко заботятся. Рабочие и выходные дни у водителей маршруток, как правило, чередуются каждые два дня.
А вот длиться один такой рабочий день может сколько угодно. “Мне очень тяжело представить, кто бы на эту работу пошел, если работать строго восемь часов без переработки. За это время не заработаешь ни на что! Да и водителей тогда должно быть в два раза больше, чем сейчас”, – сказал мой собеседник.
Согласитесь, работа не из легких. Но на нее, как оказалось, не так-то просто устроиться. “Сейчас с этим всё серьёзно, – утверждает Сигизмунд. – Мало получить водительские права категории Д, необходимо иметь стаж работы”.
Сегодня со всех сторон слышна критика в адрес водителей маршруток. Хотя, на мой взгляд, в большинстве своем они – обычные трудяги, которым, как и всем нам, тоже как-то нужно оплачивать счета. Конечно, исключения есть в любом правиле, но хочется верить моему собеседнику, который утверждает: “На запорожских маршрутках работают очень опытные люди”.