Традиционно в первом номере нового года “ЗС” публикует основные события, которые произошли в промышленно-экономическом секторе Запорожья.

Ахметов на “Запорожстали”
Для того чтобы стать акционером “Запорожстали”, Ринату Ахметову пришлось потратить лишний год. Если первую часть сражения за мощности одного из крупнейших меткомбинатов страны компания донецкого миллиардера проиграла загадочным россиянам, спонсируемым “Внешэкономбанком”, то во второй – взяла убедительный реванш. Однако теперь компании Рината Леонидовича предстоит вести переговоры об управлении предприятием с этими самыми “загадочными” россиянами.
Напомним, годом ранее некие российские инвесторы договорились о выкупе половины акций “Запорожстали” у Midland Group Эдуарда Шифрина и Алекса Шнайдера за 850 миллионов долларов, перебив предложение Luxe Holding, которая представляла интересы Рината Ахметова. Предполагалось, что Midland продаст свои акции “одновременно и совместно” с группой владельцев запорожского Индустриалбанка (Игорем Дворецким, Виталием Сацким и Артуром Абдиновым) – вторым крупнейшим акционером “Запорожстали”. Но в середине июля появилось официальное подтверждение того, что украинские акционеры не пошли на соглашение с россиянами. Возможно, они учли последующий судебный опыт компании Эдуарда Шифрина, которой пришлось выплатить Luxe Holding 105 миллионов долларов компенсации за разрыв уже подписанного договора. А может быть, представители Ахметова подняли планку предложения, сделав его более привлекательным для украинских совладельцев “Запорожстали”. Как бы то ни было, но поздно вечером 8 июля “Метинвест” сообщил о приобретении 50 %-ной доли в горно-металлургическом бизнесе группы “Индустриал”, которая в числе прочих активов владеет более 50 процентами акций “Запорожстали”, а также различными долями в таких компаниях, как “Запорожкокс”, Запорожский железорудный комбинат, Запорожский огнеупорный завод, Луганский трубный завод, “Трубосталь” и др.
Российские акционеры за прошедший год так и не показали готовности инвестировать в обновление мощностей предприятия. Если такого желания не изъявит и компания Ахметова, не исключено, что продукция “Запорожстали” со временем станет неконкурентоспособной, а предприятие вытеснят с рынка тот же Мариупольский меткомбинат им. Ильича или российская “Северсталь”. Учитывая, что комбинат на сегодня – основной работодатель и налогоплательщик областного центра, для Запорожья такое развитие событий может повлечь большие проблемы.
На “ЗАЗ” стартовало производство нового авто...
– Не только сборка, покраска и сварка нового “ЗАЗ Forza”, но и мотор будут “домашними”, – так анонсировал событие председатель правления ЗАО “ЗАЗ” Николай Евдокименко.
Модель “ZAZ Forza” оснащена 16-клапанным бензиновым двигателем объемом 1497 кубических см с расходом топлива 7,2 литра на 100 километров в смешанном цикле.
Произведенное совместно с китайской фирмой “Chery Automobile” авто, как неоднократно подчеркивали на презентации представители обеих компаний, не только стильное благодаря дизайну, сделанному итальянским ателье Torino Design, но и имеет ряд современных опций для комфорта, надежности и безопасности. Кроме того, уверяет производитель, машина является вполне конкурентной по цене.
… и завершен выпуск старого
Запорожский автозавод в январе 2011 года снял с производства автомобили “Славута” (ЗАЗ-1103) и “Таврия-пикап” (ЗАЗ-110557) с учетом нерентабельности в связи с сокращением спроса.
Серийное производство модели автомобиля ЗАЗ-1103 “Славута” в кузове “лифтбек”, которая была завершающей в модельном ряду автомобилей “Таврия”, началось в марте 1999 на ЗАО “ЗАЗ” (тогда СП “АвтоЗАЗ-Daewoo”).
Пиком производства автомобиля стал 2004 год, тогда на внутренний рынок и на экспорт было произведено почти 30 тысяч ЗАЗ-1103 “Славута”. В феврале 2009 года автомобиль был признан победителем в “Национальном авторейтинге-2009” как модель малого класса, по которой было зафиксировано наибольшее количество регистраций за год.
За 12 лет Запорожский автозавод выпустил более 140 тысяч автомобилей “Славута”, в том числе 130 тысяч было продано на украинском рынке. Последний сошедший с запорожского конвейера автомобиль ЗАЗ-1103 “Славута” был продан на онлайновом аукционе за 46,93 тысячи гривен.
ЗЗФ: борьба за электричество
На протяжении всего года Запорожский завод ферросплавов очень серьезно лихорадило. В конечном итоге ЗЗФ приостановил работу ряда печей и сократил выпуск продукции из-за ее нерентабельности после перевода предприятия с января 2011 года с первого на второй класс потребления электроэнергии. Невыполненные заказы перенаправлены на Никопольский и Стахановский ферросплавные заводы. 1400 сотрудников основного производства лишились работы.
Для получения электроэнергии по первому классу необходимо или ее потребление свыше 150 миллионов кВт/ч в месяц, или потребление энергии напряжением свыше 35кВ. Однако в 2010 году из-за кризисной ситуации на рынке предприятие не смогло нарастить производство ферросплавов и достигнуть потребления электроэнергии на указанном уровне. При этом “Запорожоблэнерго” отказалось продлить предприятию аренду подстанции “Ферросплавная-2”, что сделало невозможным сохранение первого класса и по другому варианту (наличие 35кВ).
Запорожский завод ферросплавов предложил выкупить подстанцию у энергоснабжающей компании, что позволило бы предприятию перейти со второго на первый класс потребления электроэнергии и снизить затраты на данный вид энергоносителя. Однако обещания высоких чинов в Кабинете Министров так и остались обещаниями.
Из обращения коллектива предприятия к Президенту страны: “Перевод ЗЗФ во 2-й класс потребителей электроэнергии, вследствие отказа “Запорожьеоблэнерго” продлить с заводом договор аренды подстанции “Ф-2”, привел к сокращению загрузки производственных мощностей ЗЗФ с 70 (по состоянию на начало 2011 года) до 40 процентов. В результате бюджеты всех уровней недополучили в 2011 году около 1 миллиарда гривен. Если завод не будет переведен в 1-й класс потребителей электроэнергии, то до конца года придется уволить еще 800 человек, а само предприятие окажется на грани полной остановки”.
Запорожский завод ферросплавов – один из трех украинских производителей этой продукции. Доля внутреннего рынка в его поставках составляет 30–35 процентов.
– За такие действия чиновников, ответственных за беды ЗЗФ, надо лишать высоких постов, а может быть, и привлекать к уголовной ответственности за нанесение ущерба государству. Ведь те деньги, что были потеряны бюджетом, могли бы быть потрачены на социальные проекты, – так эмоционально прокомментировал “ЗС” нынешнее положение дел на предприятии председатель правления ОАО “Запорожский завод ферросплавов” Павел Кравченко.
“Мотор Січ”: контракт на миллиард
На авиасалоне Dubai Airshow-2011 “Мотор Січ” подписала договор с “Вертолетами России” на поставку порядка 1,3 тысячи двигателей для коммерческих вертолетов. Общая сумма пятилетнего контракта – 1,2 миллиарда долларов.
Украинское производство вертолетов будет развернуто на Конотопском заводе “Авиакон”. Сумская обладминистрация, “Мотор Січ” и “Авиакон” 11 октября подписали соответствующий меморандум.
Кроме этого, в августе на территории ОАО “Мотор Січ” в присутствии премьер-министра Украины Николая Азарова состоялась презентация вертолета Ми-8МСБ – модернизированной версии российского вертолета Ми-8Т.
Благодаря реконструкции, данный вертолет приобрел улучшенные технические характеристики. Так, в частности, почасовые затраты бензина снижены с 620 кг/ч до 592 кг/ч. Кроме того, стоимость модернизированного вертолета, срок эксплуатации которого составляет не менее 16 лет, более чем в два раза ниже стоимости вертолета Ми-8Т.
В создание нового вертолета за три года ОАО “Мотор Січ” инвестировано свыше 12 миллионов гривен. На сегодняшний день получены заказы на шесть новых вертолетов от частной компании, и порядка 20 вертолетов для нужд гражданской авиации предприятие надеется получить в качестве госзаказа.
Одинаковые проблемы бывших флагманов
Запорожские ГП “Кремнийполимер” и НПК “Искра” 30-40 лет назад были ведущими предприятиями страны в своих отраслях. Тогдашние реалии жизни химиков и военпромовцев были схожи: освоение новых видов продукции, налаживание деловых связей с клиентами как внутри страны, так и за ее пределами, многочисленные контракты, премии и похвальные грамоты за доблестный труд. Многомиллионные долги и неопределенность в отношении развития производства – это неполный перечень того, что сегодня объединяет эти два разные направления запорожской промышленности.
Запорожское государственное предприятие “Кремнийполимер” когда-то было крупнейшим на территории СНГ и единственным в Украине производителем кремнийорганических продуктов (силиконов более 200 наименований).
На протяжении почти всего года завод работает неполную рабочую неделю (3 дня). Среднемесячная заработная плата составляет 1556 гривен, что на 11,7 процента меньше, чем за аналогичный период 2010 года. Численность работающих на предприятии составляла 605 человек. Уволено с начала 2011 года 357 человек. За первую половину 2011 года объем выпускаемой продукции упал почти на 50 процентов. На начало июля 2011 года задолженность по выплате заработной платы составляла практически 8,5 миллиона гривен.
Большие надежды возлагались на приватизацию “Кремнийполимера”. Фонд государственного имущества даже разработал план продажи запорожского завода, по которому новый собственник мог появиться уже осенью 2011 года, однако так и не появился.
Казенное предприятие “Научно-производственный комплекс “Искра” – ведущий разработчик и производитель наземной радиолокационной техники оборонительного комплекса Украины.
С маркой “Искра” произведено больше шести тысяч высокоэффективных, надежных и простых в эксплуатации радиолокационных станций (РЛС – радиолокационная техника далекого выявления – до 400 километров), которые получили заслуженное признание специалистов на пространствах СНГ и более чем в 50 странах мира. Предприятие продолжает создавать и серийно выпускать радиолокаторы мирового уровня. Кроме того, “Искра” осуществляет модернизацию РЛС и продление их ресурса, производит средства УПР (управление воздушным движением – РЛС для гражданской авиации), товары электротехнического назначения и средства реабилитации инвалидов.
Что касается нынешней жизни предприятия, то она не ахти какая. Так, за І полугодие 2011 года в сравнении с аналогичным периодом 2010 года объемы производства уменьшились на 93,8 процента. Финансовый результат – 36,1 миллиона гривен убытков. С начала 2011 года уволено 200 работников. Бывшее руководство “Искры” оформило 2 кредита общей суммой 15 миллионов долларов (один из банков – российский ВТБ). В залоге оказалось практически все производство.
В ноябре прошлого года предприятие погасило перед работниками задолженность по зарплате, однако на сегодня процесс накопления долгов снова идет полным ходом.

Хит-парад составил Роман ПРЯДУН