О конфликте на востоке страны все больше начинают говорить как о замороженном. И, похоже, это надолго. Тем не менее, жизнь не остановилась, и люди продолжают ездить как на временно оккупированные территории, так и во внутренние районы Украины. В контексте конфликта к статусу прифронтовой Запорожская область может добавить и статус транзитной. Итак, какова транспортная ситуация в донецком направлении?

 8 утра. Автовокзал. Возле маршрутки «Запорожье-Донецк» 3 водителя ведут неспешную беседу и перекуривают. Подхожу, представляюсь, показываю удостоверение, прошу рассказать на условиях анонимности о работе на маршруте. На лицах – подозрительность. Ситуацию спасает имя знакомого журналиста,  которого, как выяснилось, знает один из водителей по имени Сергей. Водитель называет его фамилию – я называю имя. Срабатывает, как пароль. С Сергеем завязывается разговор.

 – Я на этом маршруте уже давно – больше 10 лет, так что знаю всех и все, – рассказывает Сергей. – Ну и меня по обе стороны линии разграничения «выучили». Границу, которая сегодня фактически обзавелась всеми соответствующими атрибутами, пересекаем в селе Георгиевка. Это за Курахово. А последний украинский блокпост проходим между Марьинкой и Донецком. Дальше нас «встречает» «днровский» кордон. На первом посту нас не досматривают, а на втором иногородние недонецкие автомобилисты платят по 2 евро за въезд в Донецк. Причем, выдают чек. Процедура занимает 5 минут.

Сергей говорит, что раньше рейс до Донецка длился 3,5-4 часа (до Донецка – 220 км). Сегодня на украинской границе в ожидании досмотра можно провести 6 часов и более. Сама процедура досмотра, что у наших пограничников, что у «днровцев» одинаковая – все пассажиры выходят из автобуса, у них проверяют паспорта, сверяют прописку, задают вопросы о целях визита, осматривают вещи. На «днровском» блок-посте, если людей в автобусе мало, досмотр могут провести, не выходя из автобуса.

– С первого мая украинской стороной пропускной режим был ужесточен. Сегодня без пропуска в «зону» не въедешь и не выедешь. Естественно, это повлекло за собой уменьшение количества пассажиров. Понять власти можно – оружия самого разного в зоне АТО валом, но, думается, основная причина в другом, – цедит сквозь зубы маршрутчик. – Троих пассажиров везешь – в очереди на досмотр можно простоять 3 часа. Максимум по 3 автомобиля  за час пропускают. А когда время подходит к закрытию границы, досмотр проводится «пачками» – по 4-5 машин! – возмущается Сергей.

– У меня денег не требовали, – дипломатично на вопрос о взятках отвечает водитель. – Но о случаях вымогательства слышал. Каждый рейс сопряжен с риском – едешь и слышишь автоматные очереди и взрывы. Зимой «под град» попал. К счастью, все обошлось. Перестрелки не прекращаются, а мы под ними, – затягивается сигаретой мой собеседник. – В Донецке после 6 вечера пусто. Встречаются только люди с автоматами. Самое тяжелое время было в июне-августе прошлого года, когда я из столицы Донбасса на своем «Спринтере» по 50 человек за один рейс вывозил, – добавляет на прощание Сергей.

Пожелав друг другу удачи, прощаемся.

 

О том, как сегодня обстоят дела с пассажироперевозками в донецком направлении на отраслевом уровне, мы попросили рассказать председателя правления ПАО «Запорожавтотранс» Алексея Фищука. Это предприятие объединяет и координирует все автостанции Запорожской области.

– Сегодня, согласно распоряжению Кабинета Министров, билеты продаются до последних населенных пунктов, контролируемых нашими военными. По Донецкой трассе это небольшой городок западнее Донецка  – Курахово и Мариуполь, если брать южное направление из Бердянска. Билеты в Крым также продаются до Чонгара. Но  если в донецком варианте маршрутка переезжает оба блокпоста и движется дальше в Донецк, то в Чонгаре пассажиры высаживаются и  довольно протяженный участок в 3,5 километра  идут пешком. После пересечения границы их «забирает» крымский перевозчик. Естественно, что в таких условиях мы недополучаем доходы,  станционные сборы, страховые платежи.

На тарифы война каким-то особым образом не повлияла: все составляющие остались прежними. Плата, в зависимости от перевозчика, колеблется от 40 до 60 копеек за пассажирокилометр. Так, билет до Курахово стоит от 100 до 150 грн.

Ежедневно из Запорожья на Донецк отправляются 9 рейсов. К этому следует добавить, что в сравнении с довоенным периодом пассажиропоток снизился приблизительно на 10%. С другой стороны, нестабильная ситуация вызвала рост нелегальных маршрутчиков, которые стали обслуживать эти направления.