За годы довоенных пятилеток Запорожье превратилось в крупнейший индустриальный центр.

В 1927-32 годах в городе были построены крупнейшая Днепровская гидроэлектростанция, такие промышленные гиганты как «Запорожсталь», «Днепроспецсталь», алюминиевый комбинат, коксохимический и ферросплавный заводы, а также моторостроительный завод (теперь – ОАО «Мотор Сич»), который играл огромную роль в развитии советского авиастроения.

Запорожцы обеспечивали прокатом и другой продукцией из стали, чугуна и цветных металлов предприятия машиностроения, тяжелой промышленности и электроэнергетики, что имело огромное значение для обеспечения обороноспособности нашей страны и развития ее экономики.

Во многом именно из-за этого, а также своего географического расположение и наличия в городе стратегически важных мостов через Днепр, Запорожье сыграло заметную роль в первые месяцы войны.

В первый же день фашистского нашествия, 22 июня 1941 года, в городе была объявлена мобилизация взрослого мужского населения. Десятки тысяч запорожцев вступили в ряды Красной армии. В июле в Запорожье началось формирование 274-й стрелковой дивизии, командиром которой был назначен полковник П. Немерцалов.

Кроме того, для помощи армии стали создавать добровольческие подразделения различного назначения: отряды противовоздушной обороны, которые должны были быстро ликвидировать последствия авиационных ударов, и, так называемые, истребительные батальоны, для уничтожения немецких разведывательно-диверсионных групп.