«Я верю в прекрасную страну Украину», – заявил Илькер Айджи, председатель совета директоров Turkish Airlines, отвечая на вопросы запорожского журналиста и руководителя Агентства региональных инициатив Александра Павлова в головном офисе компании в Стамбуле.

Напомним, сейчас Turkish Airlines летают в Стамбул из пяти украинских городов, в том числе из Запорожья. Первый рейс главного турецкого авиаперевозчика в наш город состоялся 28 декабря прошлого года. В планах запорожской городской власти масштабная модернизация аэропорта Запорожья в соответствии с международными стандартами – как за деньги местного бюджета, так и за счет инвесторов. Бюджетные деньги пойдут на ремонт дороги, ведущей к аэропорту и взлетной полосы, оснащение радиотехническим оборудованием, ограждение территории.

Летом на презентации новой хендлинговой компании “Транс-Аэрохолдинг Запорожье” городской голова Владимир Буряк выразил уверенность в том, что у запорожского аэропорта есть будущее. Он назвал сумму в 26 млн гривен, выделенную горсоветом на развитие аэропорта. Поговорив с руководителями Turkish Airlines в их штаб-квартире, я почувствовал заинтересованность в успехе этого проекта, как и в рынке Украины в целом.

Сегодня с транзитной пересадкой в Стамбуле не только жители нашего города, но и соседних областей, могут летать прямо из Запорожья в 291 направлении по всему миру. По этому показателю Turkish Airlines занимают лидирующее место среди мировых авиакомпаний. Лично мне довелось воспользоваться услугами турецкого авиаперевозчика, чтобы попасть в Софию, Женеву и Барселону. Я искренне поблагодарил Илькера Айджи за эту возможность.

Мне хотелось понять мотивы, по которым Turkish Airlines решились на такой массированный выход на украинский рынок, не смотря на близость к АТО ряда аэропортов, в которые они летают, и экономические проблемы в стране. Это доскональный анализ рисков или вера в то, что кризис – время новых возможностей? Отвечая, руководитель турецкой авиакомпании подчеркнул, что любые риски тщательно просчитываются, и только после этого составляется бизнес – план. В то же время, у компании есть опыт полетов по «неблагополучным» направлениям. «Никакая из международных компаний не летает в Могадишо. Мы летаем. Недавно мы открыли туда регулярный рейс. Незадолго до путча я был там с Президентом (Президентом Турции Эрдоганом – ред.)  и бизнес делегацией на открытии нашего посольства. Я принял решение усилить систему безопасности в аэропорте до максимально возможного уровня. В этом плане мы еще не достигли совершенства, но работаем над этим», –  заявил Илькер Айджи. Он также вспомнил об авиакомпаниях ОАЭ, отменивших свои рейсы в Турцию во время путча. Тогда его спросили журналисты, как бы он действовал, если бы что-то подобное случилось в Эмиратах? Ответ был, на первый взгляд, парадоксальным: «Увеличил бы туда частоту рейсов».

Говоря конкретно об Украине, глава Turkish Airlines с теплотой подчеркнул: «Украина – отличное направление. Мы соседи. Наши берега выходят на одно море и наши рыбаки ловят одну и ту же рыбу. У нас много общего. И поэтому мы к вам летаем. И будем летать. Я верю в прекрасную страну Украину!»

Турецкий топ-менеджер уделил много внимания теме безопасности и общей ответственности перед угрозой терроризма. Глава Turkish Airlines подчеркнул, что терроризм – это вызов не только для Турции, это глобальная проблема, которую можно решить лишь совместными усилиями. Илькер Айджи рассказал о новых, повышенных мерах безопасности, установленных сейчас в стамбульском аэропорте.  По его словам, аэропортовские подразделения работают в тесном контакте со спецслужбами, почти ежедневно внедряются новые технологии в сфере безопасности. «Если в жаркий день мы заметим пассажира в не по сезону застегнутой верхней одежде – это уже сигнал к сверх бдительности», – заявил господин Айджи.

Илькер Айджи считает, что Турция удерживает лидерское место, как туристическое и транзитное направление, не смотря на вызовы, связанные с июльской попыткой государственного переворота.  Учитывая значение международного аэропорта имени Ататюрка, как крупнейшего транзитного узла, ведущая турецкая авиакомпания возобновила большинство своих рейсов буквально на следующий день после событий 15 июля, а еще через день восстановила авиационное сообщение с США.  Turkish Airlines четко продемонстрировала свою лояльность к пассажирам при возврате билетов или изменении даты вылета без каких-либо дополнительных платежей. Это обошлось компании в 40 млн долларов.

По мнению главы компании, ничего не может помешать амбициозным планам Turkish Airlines. Айджи заявил, что до конца года планируется довести пассажирооборот до 64 миллиона человек, превысив показатели прошлого года.  Сегодня аэропорт имени Ататюрка – третий в Европе (после лондонского Хитроу и парижского имени Шарля де Голля) по количеству обслуженных пассажиров. По этому показателю Стамбул недавно обогнал франкфуртский аэропорт.

«Пассажиры по-прежнему предпочитают Turkish Airlines, а аэропорт Ататюрка бьет рекорды по объемам пассажирских перевозок. После попытки военного переворота транзитный пассажирооборот не снизился, сократился лишь в определенной степени поток пассажиров прямых рейсов. Процентное соотношение остается прежним – 40 на 60 в пользу транзитных пассажиров. Потери в категории прямых рейсов возмещаются за счет наращивания транзитных авиаперевозок», – разъяснил руководитель компании.

Илькер Айджи проинформировал, что в начале 2018 года откроется новый, третий, аэропорт Стамбула. Первая его очередь будет способна пропускать до 90 миллионов пассажиров в год, с введением второй очереди пассажиропоток может достигнуть 150 миллионов», – сказал Айджи.

Turkish Airlines уже шесть лет подряд удерживает звание лучшей авиакомпании Европы. Господин Айджи напомнил о гибкой маркетинговой политике компании. Так, в среднем тарифная часть билета Turkish Airlines составляет 130-150 долларов, тогда, как у Lufthansa это порядка 225 долларов.

«Наши отношения с пассажирами – долгое путешествие. Мы не называем пассажиров клиентами, для нас все они – гости, и в этом основной принцип нашей авиакомпании», – заверил глава совета директоров.

 

Александр Павлов