Нарушение функций опорно-двигательного аппарата у детей в последнее время встречается довольно часто. Подавляющее большинство тех, кому ставят такой диагноз, получает инвалидность уже с детства. Реабилитация детей с ДЦП – сложная задача, ведь важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только улучшить функциональное состояние ребенка, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, то есть адаптировать к нормальной жизни.

Заведующая отделением дневного стационара неврологического профиля КУ “6-я городская клиническая больница” Евгения Радкевич рассказала читателям “ЗС” о многообещающем функциональном методе лечения детей с ДЦП и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, который применяется в детском поликлиническом отделении их лечебного учреждения. Речь идет о воздействии на нервно-мышечный аппарат при помощи специального “космического” костюма “Гравистат”.

– Устройство разработано на основе нагрузочного костюма, применяющегося в космонавтике для снижения неблагоприятных последствий невесомости на организм.
“Гравистат” используется в лечебных учреждениях ортопедического и неврологического профиля, кабинетах ЛФК, реабилитационных центрах и других лечебных заведениях. Также его можно использовать в домашних условиях, предварительно получив подробные инструкции у врача. Сущность метода заключается в воздействии на мозговые структуры функциональной системы антигравитации. Занятия в костюме начинают с минимальной нагрузки, которую постепенно увеличивают от урока к уроку, в зависимости от состояния ученика. Длительность занятий увеличивается постепенно от 10–15 минут в начале курса до 50–90 минут в конце (включая перерывы на отдых). Курс занятий в костюме “Гравистат” состоит из ежедневных занятий в течение 4 недель.
Данная методика позволяет добиться решения многих задач, среди которых нормализация тонуса мышц, коррекция позы, установок конечностей, отделов позвоночного столба, увеличение подвижности и объема активных движений в суставах, формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесие и ориентировки в пространстве).
Степень выраженности положительного эффекта коррекции двигательных нарушений у детей с церебральными параличами при помощи занятий в ЛК “Гравистат” зависит от степени тяжести заболевания, мотивации к становлению движений, наличия функциональных или органических контрактур в суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных).
Данная методика применяется в детском поликлиническом отделении КУ “6-я городская клиническая больница”.