В последние годы в Запорожье сфера общественного транспорта была практически полностью отдана на откуп частным перевозчикам. От запорожцев поступали и продолжают поступать жалобы на неудовлетворительное техническое состояние маршруток, несоблюдение интервала движения, отказы в бесплатном проезде льготников, хамское поведение водителей и так далее. Можно с полным правом сказать, что ситуация с работой маршруток не устраивает как городскую власть, так и горожан.

Задача городской власти – обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта, как коммунального, так и принадлежащего частным перевозчикам. Каждый горожанин должен иметь возможность добраться на работу и обратно домой, пенсионеры, и другие пассажиры льготных категорий хотят воспользоваться своим правом на бесплатный проезд, хотя субвенции из государственного бюджета на это больше не выделяются, даже частично. Именно поэтому местная власть начала наводить порядок в сфере пассажироперевозок.

По поручению городского головы Владимира Буряка создана и работает специальная комиссия, проверяющая соблюдение автотранспортными предприятиями правил перевозки пассажиров и условий заключённых договоров. С нарушителями разрываются договоры на обслуживание маршрутов. Один из последних примеров – маршрут №72. Соответствующее решение было принято 22 сентября на заседании исполнительного комитета Запорожского городского совета.

– С нарушителями мы будем продолжать разрывать договорные отношения. Такое решение принято по маршруту №72, за неоднократные нарушения условий договора. В частности на этом маршруте работало гораздо меньше автобусов, чем было предусмотрено. Это лишь один из примеров подобной работы за последние месяцы, – отметил городской голова Владимир Буряк.

Однако одним ужесточением контроля проблему не решить. Необходимо менять систему работы общественного транспорта в городе. Первым шагом в этом направлении стало проведение комплексного обследования пассажиропотоков, которое не проводилось в областном центре с 1989 года. Оно было выполнено в текущем году представителями Запорожского национального технического университета.

На основе данных этого пассажирообследования были подготовлены предложения в программу развития общественного транспорта в Запорожье, презентованные на текущей неделе. Среди них оптимизация маршрутной сети, создание новых маршрутов, обслуживаемых автобусами большой вместимости, увеличение количества трамваев, троллейбусов и больших автобусов КП «Запорожэлектротранс» и многое другое.

Без обновления коммунального транспорта городу не обойтись. Частные автоперевозчики оказались не готовы выполнять ту социальную функцию, которую несёт на себе «Запорожэлектротранс». При этом у перевозчиков отсутствовали реальные стимулы для приобретения автобусов большой вместимости, ведь «Запорожэлектротранс» в условиях изношенности подвижного состава не мог составить им необходимую конкуренцию.

– Необходимо развивать коммунальный общественный транспорт, что понимают все. Необходимо продолжать обновлять подвижной состав, закупать новые автобусы, трамваи, троллейбусы. Первые шаги уже сделаны. Мы собираем собственные трамваи, ремонтируем трамваи и троллейбусы, планируем закупить на различных условиях дополнительные автобусы, – сказал Владимир Буряк.

По словам специалистов, городу необходимо минимум 150 дополнительных автобусов большой вместимости для обслуживания девяти длинных маршрутов, которые необходимо создать. Они должны соединить спальные районы с центром города, разгрузив тем самым проспект Соборный от маршруток.

Фактически уже в 2016 году городская власть Запорожья начала реализовывать программу развития коммунального транспорта и приобретения автобусов большой вместимости, рассчитанную на несколько лет. Город приобрёл 10 стоместных автобусов для КП «Запорожэлектротранс». Сегодня они обслуживают маршрут №18, соединяющий Бородинский и Южный микрорайоны.

Ещё 35 подобных автобусов городская власть рассчитывает закупить в этом году на условиях финансового лизинга. Планируется, что они будут обслуживать маршруты Осипенковский микрорайон – площадь Свободы и Хортицкий район – вокзал «Запорожье-І».

– Приобретение этих автобусов позволит нам продолжить работу по замене маршруток на автобусы большой вместимости. Это будет способствовать повышению безопасности, улучшению комфорта перевозок пассажиров, – отметил городской голова Владимир Буряк.

Эти автобусы в день смогут перевозить порядка 65 тысяч пассажиров. В результате запорожцы, в том числе льготники, смогут ездить в более комфортных условиях.

Не забывают в городе и о возможности использования кредитных средств международных финансовых институтов для закупки новых троллейбусов, трамваев, автобусов. Запорожье стало одним из участников сотрудничества Украины и Европейского инвестиционного банка в вопросах развития муниципальной инфраструктуры. Одним из совместных проектов будет привлечение кредитных средств на обновление подвижного состава городского общественного транспорта. В частности Запорожье сможет закупить 55 больших автобусов и 10 электробусов. Эти средства город рассчитывает получить в 2018 году.

Однако наиболее знаковым событием в сфере общественного транспорта в 2017 году для Запорожья стала программа городского головы Запорожья Владимира Буряка «Запорожский трамвай», которая уже начала работать.

В прошлом году, изучив возможности производственной базы КП «Запорожэлектротранс», городской голова Владимир Буряк убедился в том, что у предприятия есть необходимое оборудование и специалисты для выполнения капитальных ремонтов трамваев, как для Запорожья, так и для других городов. При этом сразу возникла идея организовать на базе предприятия сборку трамваев, закупая необходимые комплектующие.

Первый запорожский трамвай вышел на маршрут 27 июля. Новый вагон прошёл испытания, которые в соответствии с технологией заняли 200 часов. Сегодня продолжается сборка ещё трёх запорожских трамваев. Работы должны быть завершены в этом году.

Стоимость первого запорожского трамвая для городского бюджета составила порядка шести миллионов гривен. Эта сумма включает приобретение кузова, других комплектующих, капитальный ремонт ходовой части, сборка силами рабочих «Запорожэлектротранса» и так далее. В результате трамвай обошёлся городу минимум в три раза дешевле, чем, если бы его приобрели в других городах Украины.

В планах на следующий год сборка ещё минимум пяти трамваев. Отметим, по информации специалистов, сегодня Запорожью необходимо 25-30 дополнительных трамваев, так как подвижной состав изношен и требует обновления. Запорожцы рассчитывают собрать их за несколько лет, ведь КП «Запорожэлектротранс» получил лицензию на сборку 50 подобных трамваев. Отметим, проект поддержал и Премьер-министр Украины Владимир Гройсман, который во время рабочей поездки в Запорожье поручил изучить запорожский опыт.

В городе многое делается для обновления коммунального общественного транспорта. Сформирован план действий на ближайшие несколько лет. Однако есть и другие методы работы, направленные на замену городских маршруток автобусами большой и средней вместимости. Городской властью принято принципиальное решение, что при проведении новых конкурсов одним из требований к перевозчикам будет отказ от маршруток класса В.

Уже в этом году управление по вопросам транспортного обеспечения и связи городского совета заключило договоры на обслуживание десятков маршрутов, так как срок предыдущих соглашений уже истёк. При этом на основных маршрутах городская власть поставила условием отказ от использования автобусов класса В. В основном это «Фольксвагены» и «Мерседесы-Спринтер» – «маршрутки» пассажировместимостью до 22 пассажиров, не предназначенные для перевозки стоячих пассажиров. Перевозчики взяли на себя обязательства поэтапно перейти на основных маршрутах к автобусам класса А и первого класса.

Среди перспективных проектов оборудование подвижного состава GPS-навигаторами, начав с коммунального транспорта. Это позволит постепенно сформировать единый график движения общественного транспорта, который можно будет отслеживать через Интернет. Ещё одно важное направление – введение электронного билета, к5оторый может появиться в коммунальном транспорте в 2019 году.

Отметим, в работе общественного транспорта в Запорожье происходят постепенные изменения. К сожалению сегодня всё проходит не так гладко, как хотелось бы. Часто это связано с недостаточным количеством автобусов необходимого класса, оттоком водителей, которые активно ищут себе работу в других странах.

Однако конечная цель – сделать общественный транспорт в нашем городе по настоящему современным, отвечающим требованиям времени. Именно на это направлена программа городского головы Владимира Буряка по развитию общественного транспорта, рассчитанная на несколько лет.