Поэтическая история жизни “Мама-Мария” по одноименному роману-песне Григория Лютого давно интриговала и завлекала зрительское воображение. Неудивительно, что на премьере “Мамы-Марии” в Запорожском музыкально-драматическом театре им. В. Г. Магара был аншлаг. Публика в проходах не стояла, но сидела на приставных стульях, что тоже показательно!

Валентина Косташ

И публику нашу можно понять: спектакль по произведению “нашего” Лютого поставлен “нашим” театром. Над постановкой тоже работали почти сплошь “наши”: режиссер Игорь Борис, художник Валентин Слонов, балетмейстеры Татьяна Астафьева, Тамара Боброва и музыкальный руководитель, заслуженная артистка Украины Светлана Ващенко. Музыку к “Маме-Марии” создал харьковский композитор Геннадий Фролов, который уже работал в муздраме над “Майской ночью” по Н.В. Гоголю. Отрадно, что в спектакле занят почти весь творческий состав театра, около сорока человек актеров, солистов-вокалистов, артистов балета. Главную роль, по мере взросления героини, играют Жанна Смирнова, Наталия Зубик, заслуженная артистка Украины Валентина Косташ.
Песенно-поэтическую основу спектакля составляют музыка, вокал и танец. Над этой составляющей профессионально, со знанием дела поработали музыкальный руководитель и балетмейстеры. Фрагменты “Пасха”, “Ярмарка”, “Купала”, “Свадьба”, “Рождество” можно смело показывать как отдельные эпизоды этнотеатра. Сорвал аплодисменты разудалый пляс гуляйпольских махновцев, и – все! Спектакль, казалось бы, просто обреченный на успех, публика стала покидать в середине первого действия.
Почему? Ни текст, который не всегда был слышен в зале, ни режиссура, наличие которой не всегда просматривалось на сцене, не стали связующим звеном между этнофрагментами. К слову, сам автор Григорий Лютый обратил внимание на то, что его стихи иногда

Жанна Смирнова

“закрикивались” и зрители просто не понимали, что происходит с героиней. Но в целом поэт отметил, что и такое вот драматургическое прочтение тоже имеет право на существование: “Я-то и собой постоянно недоволен, а вы хотите, чтобы я был доволен кем-то еще!”.
Премьера завершилась, как и полагается, аплодисментами и цветами. Григорий Лютый вышел на сцену и поблагодарил актеров за то, что они воплотили в спектакле его поэтический труд. Никто не догадался вызвать из-за кулис музыкального руководителя и балетмейстеров. А вот режиссера никто и не вызывал. В день премьеры его вообще не было в Запорожье.