Вся Европа, понятное дело, – туристическая Мекка. Просто одни города и страны сумели себя преподать публике (Париж, Канны, Венеция, Рим, Барселона, Лондон, Вена), другим повезло меньше, но посмотреть, поверьте, есть что. Есть целые страны, овеянные духом романтики. Те же Франция, Италия, Испания, Австрия (а почему не Чехия, Польша, Хорватия?). Есть и река, как будто специально придуманная для романтических путешествий. Это – Дунай, воспетый не только в бессмертных произведениях композиторов и поэтов, но и даже мастером приключенческого жанра Жюлем Верном. Его последнее произведение, вышедшее уже после смерти писателя, называлось “Прекрасный желтый Дунай”. Правда, сейчас книга более известна в редакции его сына Мишеля как “Дунайский лоцман”.
Речной интернационал
Да, кстати, вы знаете, где расположен нулевой километр Дуная? В Украине, чуть ниже по течению от городка Вилково Одесской области, на острове Анкудинов. Дело в том, что отсчет протяженности реки ведут от его низовий. Дунай впадает в Черное море, и самый длинный рукав его дельты – Килийское гирло – территориально принадлежит Украине. А вообще Дунай – это одна из самых интернациональных рек мира. На его берегах расположены 10 государств Европы: Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Сербия, Болгария, Румыния, Молдова и Украина. Интересная деталь: если в Румынии река протекает 1045 километров, то берег в Молдове – 200 метров. Помнится, правительство Украины времен Валерия Пустовойтенко еще какие-то метры молдаванам на что-то обменяло, ибо на 200 метрах никакой порт построить невозможно.
На самом Дунае стоят четыре европейские столицы – Вена (Австрия), Братислава (Словакия), Будапешт (Венгрия) и Белград (Сербия). Еще три столицы – на его притоках (словенская Любляна, хорватский Загреб и болгарская София). Столица немецкой Баварии Мюнхен стоит на притоке Дуная реке Изар.
Да, самое главное о Дунае не сказали – его длина 2960 километров, стало быть, по этому показателю в Европе он уступает только Волге.
Истоки
Свое название Дунай получил, как утверждает “Википедия”, от кельтов. “Danuvius (“быстрая вода”): danu (“быстрый”) и vius (“вода”) По другой версии название восходит к скифо-сарматскому d?nu, что означало “вода”, “река” (“дон” значит “вода” в осетинском и иранском языках)”. Мы в Украине, понятно, патриоты последней версии. Ибо где в Европе еще река с похожим названием, а у нас таких – воз и тележка: ДОнепр, ДОнестр, Дон, Донец…
“Челночный” туризм
Да, тут еще одно. Активная борьба нашего речного ведомства с пассажирами завершилась полной и безоговорочной победой. Поэтому и думать о путешествиях по воде украинский обыватель уже забыл. Даже там, где остались круизные суда, например, по Днепру, кого они возят – “большой секрет для маленькой такой компании”. Поэтому о путешествии по Дунаю тоже не стоить и мечтать, особенно в исполнении наших турагентств. А ведь дело того стоит. Скажем больше, примерно в году 1990-м, когда еще вполне советских людей начали массово выпускать за границу и появилась возможность продать что-либо из закромов Родины на тамошних базарах и прикупить там же какой-то из дефицитов, Дунай оказался очень даже востребованным. В кругах, понятно, не так энергичных, как проинформированных людей.
Тут стоит добавить, что при всей репутации Одессы как деловой именно Измаил – порт на Дунае в конце 1980-х был переполнен подержанными BMW и Audi. Ничем по виду тогда от советских “Москвичей” они не отличались, но были надежнее, и поэтому больше половины парка легковушек города составляли именно эти немецкие марки. Уж какие, казалось, были деловые Владивосток и Находка тех же времен, а увидеть там легковушку Toyota было большой удачей.
Впрочем, мы отвлеклись – в начале 1990-х Дунай был одним из главных направлений т.н. “челночного туризма”. Но сейчас, при наличии самолетов и автобусов, кто будет неделю наслаждаться красотами, имея в виду лишь коммерческий интерес? Да и сам “челночный бизес” сейчас почти “загнулся” – оптовики Одессы, Харькова и Хмельницкого практически закрыли все направления, и теперь далеко кататься за товаром уже не нужно.
Транспортный коридор
Так что, теперь и на Дунай смотреть не стоит? Конечно же, стоит. Даже украинскую его часть. А уж чем выше по течению, тем больше чудес. О столицах мы упоминали, а в двух из них, Вене и Будапеште, мы уже, кажись, “побывали”. Но, кроме столиц, сколько всего интересного на пути! Ведь благодаря каналу Майн-Дунай (171 километр длиной) теперь из голландского Роттердама на Северном море в Измаил и Черное море можно попасть по Рейну-Майну (притоку Рейна)-Дунаю. Т.е. преодолев 3500 км пути – пронзить навылет Европу с Севера на Юг (не огибая ее через Гибралтар, Средиземное море и Босфор-Дарданеллы). Говорят, что по этому пути теперь провозят в год до 100 млн. тонн грузов. Да, судоходной река становится в районе немецкого города Ульм – от 2588 километра (правда, только для судов водоизмещением до 300 тонн), нормальное же движение начинается от Кельнхайма (2515 км).
Дунай – очень извилистая река, прокладывая свой путь в горных породах, она пробилась даже через Южные Карпаты в ущелье Железные ворота. Поэтому ходит она по Европе, как говорится, кругами.
Но не это, пожалуй, самое интересное. Выяснилось, что достаточно много километров Дунай вообще протекает под землей. Дело в том, что берет он свое начало от двух потоков длиной в 40–50 километров в германских горах Шварцвальд (земля Баден-Вюртемберг) – Брег и Бриг. Примерно в 30 километрах от истока (то есть от места слияния указанных выше ручьев) Дунай… исчезает. Вернее, что-то остается и на поверхности, но большая часть воды пропадает в разного рода расщелинах и воронках. Еще в 12 километрах – уже от пропадания Дуная – бьет самый мощный в Германии Аахский ключ (8,6 тонны воды в секунду!). Река Аах впадает в Боденское озеро, из которого берет свое начало Рейн.
Энтузиасты Дуная в 1877 году доказали, что Аахский ключ питается подземным Дунаем. Что же они придумали? Они растворили 10 тонн каменной соли (экологов на них не было!) в верховьях Дуная, и спустя 55 часов эта соль появилась в водах Ааха.
Чтобы завершить “с кругами по Европе”, отметим, что самая северная точка Дуная расположена в германском Регенсбурге (2379 км), а самая южная – в районе болгарского города Свиштов. Расстояние по прямой между 2960 и 0-м километрами Дуная составляет 1642 км. Т.е. коэффициент извилистости реки составляет 1,71.
И о мостах…
Первый каменный мост через Дунай появился в 103–105 году нашей эры. Появился уже в нижней, т. е. полноводной части Дуная, в современной Румынии, у восточнее уже упоминавшихся нами Железных ворот. А сейчас – характеристики: “Траянов мост – самый длинный мост античности, перекинутый в 103–105 годах по проекту Аполлодора Дамасского. Строился мост в сжатые сроки в преддверии готовившейся Траяном войны с даками. Длина моста составляла более километра (предположительно 1135 метров). С обеих сторон он был защищён крепостными сооружениями. Траянов мост не простоял и двухсот лет, ибо император Аврелиан, столкнувшись с нашествием готов, повелел разрушить его, дабы затруднить неприятелю переправу через Дунай”. (Википедия)
Кстати, руины моста сохранились до сих пор, хотя по специальному решению (не помогло и вмешательство археологов) в XIX столетии их потихоньку разобрали, из 20 опор в 1856 году сейчас в наличии только 12.
Понятно, что такое количество только столиц на Дунае предполагает огромное количество мостов. Мостов-щедевров и мостов-красавцев. Которым сильно досталось во время известной войны, вызванной испачканным платьем Моники Левински. (Дабы отвлечь внимание публики от сексуальных связей президента Клинтона с практиканткой Белого дома, пришлось срочно начинать бомбардировки Сербии с последующим издевательством над здравым смыслом всяческих трибуналов по бывшей Югославии). В частности, в Белграде войска НАТО (читай: США) разбомбили три моста. Из-за этого почти три года судоходство по Дунаю было нарушено, и, как вы понимаете, никто за это не понес никакой ответственности и убытков транспортным кампаниям никак не компенсировал.
Да, на Дунае – 19 шлюзов. Некоторые невысокие – 5 метров между верхним и нижним бьефом, но есть и гиганты – 34 метра.
Битва каналов
Нет, речь не о канале Майн-Дунай, который построен в Германии, притом совсем недавно, в 1992 году. Речь о румынском и украинском каналах, которые вели и ведут яростную конкурентную борьбу. Если посмотреть на карту, то в Румынии, примерно в 60 километрах от Черного моря, Дунай делает очередную загибулину, и вместо того, чтобы идти напрямую, разворачивает чуть ли не назад, а потом движется на Север. Одним словом, увеличивает путь судов, например, к Констанце на 400 км, а до выхода в отрытое море – примерно 230 километров.
Товарищ Сталин не зря был большой ученый, поэтому он подсказал румынским товарищам, что у них есть возможности угробить всех врагов уже на своем подобии “Беломорканала”. Так в 1949 году началось строительство “могилы румынской буржуазии”. Неизвестно, сколько буржуев на стройке погибло (тачка, кирка и лопата – главные инструменты), но известный русский певец Петр Лещенко, осевший после революции в Румынии, погиб именно здесь. Кстати, командир взвода на Румынском фронте в первую мировую, он был тяжело ранен, а когда вышел из Кишиневского госпиталя в 1918 году, то оказался уже на территории Румынии. В 56 лет был “брошен на амбразуры”, дальше – тюремная больница, из которой в 1954 году он живым не вышел. В 1988 году его пластинка, посмертно выпущенная в СССР (как следует из материала “Комсомольской правды”), обошла по объему продаж диски всех тогдашних советских “звезд”.
Но мы отвлеклись. На румынской “стройке века” до 1953 года погибли от 10 до 200 тысяч людей. Ввиду того, что планы партии при этом выполнены не были, все руководители стройки были расстреляны, а трасса канала начала зарастать травой. К строительству вернулись спустя 23 года – при Николае Чаушеску, который решил отнять у “старшего брата” кое-какие деньги за проход судов не мимо советского Измаила, а напрямую – по каналу. Строительство канала длиной 64,4 километра и глубиной 4 метра возобновили в 1976 году. Уже, понятно, с современной техникой и технологиями. Согласно проекту, примерно на полпути канал разделили на два рукава – один к Констанце, другой к Мидии. Это не от глупости, а из необходимости, ибо движение по каналу одностороннее, притом только в дневное время. Появление альтернативного рукава сокращало “однопутку” до 30 километров.
Так вот, южный рукав (к Констанце) сдали в эксплуатацию к 1984 году, а северный – к 1987 году. На строительство ушло по ценам того времени, в пересчете на нынешнее евро – 3 млрд.
С начала 2000-х на фоне всеобщей украинской разрухи появился луч света – директор “Укрзалізниці”, а затем и министр транспорта Георгий Кирпа. За что его, в общем-то, и убили… Было бы удивительно, если бы он не смотрел на карту и не считал потери. Тем более, что работы-то было всего ничего – канал 3,4 километра длиной, правда, шириной до 100 метров и глубиной почти в шесть метров. Это позволило обеспечить круглосуточное двустороннее движение, к тому же плата за проход судов здесь в два раза дешевле, чем у румын.
Решение о стройке было принято Кабмином 12 мая 2004 года, а в августе 2004 года уже было открыто движение по устью Быстрое. А потом убили Кирпу…
Тут же в бюджете кончились деньги, тем более, что, как всегда, своевременно подняли гвалт экологи, и дальнейшее углубление дна удалось остановить. Правда, употребление рыбы правительственными чиновниками все же дало свой результат (фосфора добавилось), и в начале 2007 года канал заработал. Только в феврале того года было проведено 126 судов.
Понятно, что финансирование “антиканальной” кампании в прессе было остановлено, и найти какие-то следы каких-то озабоченных дельтой Дуная экологов сегодня не представляется возможным…
Кстати, о дельте. “В нижнем течении Дунай, разветвляясь, создаёт большую, прорезанную густой сетью рукавов и озёр болотистую дельту длиною с запада на восток 75 км и шириною с севера на юг 65 км. Вершина дельты находится возле мыса Измаильский Чатал за 80 км от гирла, где основное русло Дуная сначала распадается на Килийское и Тульчинское гирло. Через 17 километров ниже по течению Тульчинское разделяется на Георгиевское гирло и Сулинское гирло, которые впадают в Чёрное море отдельно. Килийское гирло в границах территории Украины создаёт так называемую Килийскую дельту, которая является наиболее быстротечной частью дельты Дуная. Большая часть дельты Дуная покрыта плавнями – это второй по площади массив этого ландшафта в Европе (уступает только плавням Волги)”. (“Википедия”)