Речь пойдет о замороженных строительных объектах нашего города, которые в обиходе часто называют долгостроями или недостроями. С начала строительства этих объектов прошло много лет. К тому же, сегодня своим внешним видом они отнюдь не украшают Запорожье, не вписываются в его панораму. Неприглядный долгострой “украшает” и главные ворота города – железнодорожный вокзал “Запорожье-1”.
– В чем причина этих “архитектурных памятников”? – уточняет вопрос моя собеседница – заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства Запорожского городского совета, начальник отдела строительства и инвестиционного развития города Елена Яшина. – Думаю, главная причина – непростая экономическая ситуация. Финансовый кризис тяжелой поступью прошелся по строительной отрасли. Оптимистические звуки строительных площадок сменила оглушающая тишина застывших кранов и лебедок.
– Елена Борисовна, назовите самые “кричащие” недострои нашего города…
– Прежде всего, это объекты с явными нарушениями нормативных сроков строительства: общественно-торговый комплекс на территории Привокзальной площади станции “Запорожье-1” (заказчик ДП “СВ-Дім” ООО “Стройіммосистем”, год землеотвода – 2007); спортивно-оздоровительный комплекс на улице Пархоменко, 24-в (ООО “Смерека”, землеотвод 2008 года); реконструкция профилактория и базы отдыха под спортивно-оздоровительный комплекс на улице Чубанова, 1 (ООО “Делфіс”, землеотвод 2005 года); многофункциональный общественный комплекс с объектами спорта, отдыха и развлечений по улице Немировича-Данченко/Набережная магистраль (ООО “Інвестиційна рада”, землеотвод 2008 года)…
– Этим стройкам не видно конца и края!
– К сожалению, это так. Земельные участки ограждены высокими заборами, за которыми гуляет ветер. Обязательные информационные щиты, как правило, отсутствуют. Готовность объектов разная – от 20 до 80 процентов. О благоустройстве территорий, как вы понимаете, говорить не приходится.
– Елена Борисовна, есть ли сегодня четкое определение долгостроя?
– Как такового четкого определения с конкретными временными рамками нет. Долгостроем можно назвать любой объект, срок сдачи которого задержан хотя бы на неделю. С другой стороны, заморозка строительства более чем на три года – это тоже долгострой.
– На заседаниях постоянной депутатской комиссии горсовета по вопросам коммунальной собственности, ресурсов, приватизации и земельных отношений часто говорят о необходимости воздействия на недобросовестных застройщиков. Какие все же есть рычаги влияния?
– Думаю, необходимо предметнее рассматривать долгострои с тем, чтобы обсуждать вопросы расторжения договоров со строителями в одностороннем порядке, если это будет законно. Уж если взял землю – то строй! Замороженные объекты не соответствуют имиджу крупного индустриального центра. Хотя зачастую решить проблему мешает сложный законодательный механизм. Органам местной власти запрещено вмешиваться в инвестиционную деятельность субъектов хозяйствования. Кстати, недавно в Верховной Раде подготовлен законопроект, предусматривающий право органов местного самоуправления в одностороннем порядке изымать земельные участки у несостоятельных застройщиков, определять нового застройщика (в первую очередь – это коммунальные предприятия) и решать вопросы завершения строительства.
И тогда, возможно, другой инвестор, более мощный, завершит то, что не под силу дилетанту или, скажем, финансовому банкроту. А может, вкладчики возьмут решение проблемы в свои руки и будут сами достраивать себе жилье. Как известно, нерешаемых проблем не бывает. Главное – найти правильное решение.
Фото Владимира Шеремета