Экологическая ситуация в Запорожье оставляет желать лучшего. Одним из основных загрязнителей воздуха в наше время является автотранспорт, на долю которого приходится до 40 процентов всех вредных выбросов,  витающих в атмосфере областного центра. К тому же транспортный поток формирует до 80 процентов превышений по уровню шумов. Выхлопные газы значительно превышают допустимую концентрацию опасных веществ в воздухе и сокращают среднюю продолжительность жизни человека на несколько лет. В селах, деревнях, то есть за городом – в местах, где использование автотранспорта не так распространено, средняя продолжительность жизни людей на 4-5 лет больше, чем в городах с процветающей и развивающейся автомобильной отраслью.

При соблюдении существующих экологических норм всеми автотранспортными средствами можно было бы сократить загрязнение окружающей среды в целом на очень приличную величину. Но их выполнение в наши дни, можно сказать, – редкость. При этом надо четко понять один момент: экологическая ситуация в нашем городе оставляет желать лучшего, и в скором будущем нужда в принятии мер по уменьшению транспортных выбросов в атмосферу возрастет в несколько раз.

Троллейбус в помощь

Современный крупный город сложно представить без общественного электротранспорта. Трамваи и троллейбусы,  – неотъемлемая часть систем жизнеобеспечения города.

Однако сегодня очень часто звучат предложения в духе: «Зачем нужен этот электротранспорт, от него одни пробки». На самом же деле единственным источником пробок в Запорожье является переизбыток автомобилей и узкая проезжая часть. По крайней мере, так считают в большинстве развитых стран мира, где принято и считать  деньги и заботиться о здоровье своих сограждан. И наоборот, те же трамваи, троллейбусы и даже велосипеды — самые эффективные виды наземного транспорта, учитывая переизбыток автомобилей.

На сегодняшний день, к сожалению, такие виды транспорта в Запорожье либо практически неразвиты (велосипеды используются, но в основном только для прогулок или развлечения), либо же находятся на вторых ролях (электротранспорт).  Однако развитие электротранспорта на сегодняшний день —  общемировой тренд. Потому в развитых странах он является основным перевозчиком пассажиров внутри города. Так, те же троллейбусные системы рассматриваются как более гибкие в плане эксплуатации. Среди достоинств можно отметить: отсутствие загрязнения воздуха продуктами сгорания, продолжительный срок службы подвижного состава троллейбуса, затраты на обслуживание такого транспортного парка меньше, чем, к примеру, идет на обслуживание автобусов. В условиях города, имеющего большую протяженность, троллейбус доезжает до самых отдаленных районов областного центра, связывая с центром и пригороды. В случае необходимости, выезжая за пределы контактной сети, современный троллейбус объезжает ДТП или места проведения дорожных работ, не создавая помех на городских магистралях другому транспорту, что выгодно отличает его от классических троллейбусов.

В Запорожье будет еще один троллейбусный маршрут

Транспортная сеть коммунального предприятия «Запорожэлектротранс» охватывает практически все районы города, объединяя промышленную зону и объекты социальной инфраструктуры. Предприятие электрического транспорта Запорожья обслуживает: 10 трамвайных маршрутов общей протяженностью 204,3 километра, 8 троллейбусных маршрутов общей протяженностью 233,5 километра, 1 автобусный (социальный) маршрут протяженностью 31,1 километра.

Основная проблема, которая сегодня стоит перед «Запорожэлектротрансом» – отсутствие реального обновления подвижного состава. Новый троллейбус стоит порядка 3 миллионов гривен, а трамвай и того больше – 7-8 миллионов гривен. Из 126 трамваев только у одного не вышел срок эксплуатации. Остальные уже имеют за своими плечами по 2-3 срока эксплуатации. Чуть лучше ситуация обстоит с троллейбусами, где из 96 аж у 12 не вышел срок эксплуатации.

Городская власть Запорожья пытается решить этот вопрос. Так, в январе этого года сессией горсовета была утверждена целевая программа по обеспечению стабильной работы “Запорожэлектротранса”. Программой предусмотрено выделение предприятию 23 миллионов 700 тысяч гривен для покупки 10 новых троллейбусов.

Экологическое ядро

Сейчас транспортная система города представляет собой подобие хаоса с более или менее устойчивым ядром в виде электротранспорта. Он и должен стать основой для строительства надежной, стабильной и качественной системы внутригородских перевозок. Недаром во всех без исключения городах мира, где есть городской наземный электрический транспорт, именно он составляет основу транспортной системы города. Именно электротранспорту и, в частности, трамваю в городах Европы, Америки, Австралии и даже Ближнего Востока и Африки отдается предпочтение при организации скоростных перевозок по городским маршрутам. Тот же современный трамвай – идеальное средство для организации быстрых, экономичных и экологичных городских маршрутов. Но эта задача не под силу одному единственному предприятию исключительно за счет своих собственных средств. Электротранспорт всегда был, есть и будет дотационным. Поэтому для его развития необходима совместная работа администрации, предприятия электротранспорта и общества.

Сейчас же общество вполне закономерно недовольно качеством транспортного обслуживания и требует перемен. Предприятие понимает необходимость изменений и пытается некоторые из них претворить в жизнь, но для реализации всех проектов необходима реальная помощь власти.

Велосипед как альтернатива традиционному транспорту

На сегодняшний день в Запорожье существует огромная проблема для людей, которые пользуются этим видом транспорта. Проблема главным образом заключается в отсутствии удобства эксплуатации. Во многих крупнейших городах Украины до сих пор не существует велосипедных дорожек. Наш город – не исключение в этом отношении. По правилам велосипедная дорожка должна располагаться с правой стороны дороги на обочине, по размерам быть в районе 1/4 обычной полосы. К тому же, велосипедная дорожка должна быть ограничена сплошной линией, что препятствует выезду на нее автомобилей, а соответственно снижает риск аварийных ситуаций. В том же Львове на “узких улочках” смогли сделать велодорожки для самого экологичного транспорта. Эти дорожки не то что сплошной линией отделены от остальной проезжей части, еще и вторым бордюром отгорожены, чтобы машины не ставили. Там посчитали, что на работу гораздо быстрее можно добраться именно на двух колесах.

Второй проблемой является отсутствие специальных стоянок для велосипедов. Согласитесь, вряд ли можно с комфортом куда-то уезжать, зная, что ваш велосипед будет вам в тягость.

Популяризация велосипеда как повседневного транспортного средства несет за собой некоторые преимущества для общества. По статистике, около трети путешествий по городу осуществляются на расстояние до 3–5 километров, следовательно, их можно осуществить велосипедом и разгрузить дороги и общественный транспорт. Велосипедисты используют меньше пространства дороги по сравнению с частным автомобилем и в 15 раз меньше места для парковки.

Велосипеды – экологическая альтернатива автотранспорту. Они не загрязняют воздух, не производят парниковых газов и почти не создают шума. Чем больше велосипедных поездок совершают люди, тем выше безопасность дорожного движения. По данным Всемирной организации здоровья, ДТП – вторая основная причина смертности молодых людей в развивающихся странах, ведь чем выше скорость при ДТП, тем реальнее смертельные последствия в случае аварий. Поэтому велосипед является более безопасным и способствует повышению безопасности движения в целом.

Города с развитым велодвижением становятся более приятными для проживания и туризма.

Удобная велосипедная инфраструктура способствует уменьшению использования частных автомобилей, а следовательно, меньше машин ездит по улицам, меньше машин паркуется на тротуарах и газонах. Зеленые зоны и площади возвращаются людям для отдыха и встреч, а это делает город более привлекательным. К тому же, велосипедные поездки помогают людям поддерживать хорошее здоровье.

Однако на пути этих планов существует преграда, которую устранить велолюбители пока не в состоянии. Это препятствие – несовершенство существующей нормативной базы в области велосипедного транспорта: Государственных строительных норм, Государственных стандартов, Правил дорожного движения и других. Эти документы в частях, касающихся велосипедного движения, были написаны десятилетия назад и с тех пор не пересматривались. Поэтому многочисленные мероприятия в области безопасности велотранспорта, которые хорошо зарекомендовали себя в мировой практике, не могут быть воплощены в Украине. Зато сохраняются и отстаиваются дискриминационные требования к использованию велосипеда, что сдерживает развитие этого вида транспорта. Одним из примеров, но далеко не единственным, является то, что Государственные строительные нормы предусматривают только один тип велосипедной инфраструктуры – велодорожку, потому-то на большинстве украинских улиц невозможно обустроить проезд велосипедистов. При этом надо помнить, что велосипед – еще одно экологически чистое средство передвижения, которому безразличны любые пробки и заторы, который к тому же не продуцирует десятки вредных химических веществ.