Благодаря проекту «Терапевтические собаки для Украины» немецкого общества международного сотрудничества «Deutsche Gesellschaft f?r Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH» с запорожскими детьми теперь работают сертифицированные собаки-терапевты.

Осенью прошлого года для этих целей было обучено 11 собак из разных городов Украины: 5 из Запорожья, 2 из Харькова и 4 из Мариуполя. Обучение с последующими экзаменами прошли и 15 психологов. В программу пришли люди, которые работают в социальных либо в реабилитационных центрах, кто-то с детьми, кто-то со взрослыми. Тренер международного класса проводил в несколько этапов обучение для кинологов и их собак и отдельные занятия для психологов. В конце экзамены сдавали и те, и другие. Плюс давались общие теоретические занятия и обязательные практические занятия с детками и собаками. Только после этого участники получили сертификаты, дающие право работать в больницах, реабилитационных и социальных центрах.

О новом проекте «ЗС» рассказала Яна Самура, которая тоже получила сертификат по канистерапии. Кстати, девушка подала заявку на участие во втором потоке проекта, и уже не как соцработник, а как кинолог со своей собакой.38705696_1324257727676805_6200676003568680960_n

Канистерапи?я (от лат. сanis — собака + греч. ???????? — лечение) — разновидность энималтерапии — метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапию используют в медицинской и социальной реабилитации.

– Хочется, чтобы это направление развивалось, потому что, к сожалению, очень много деток с инвалидностью и просто детей, нуждающихся именно в таком виде помощи, – говорит Яна.

По ее словам, для работы с особенными детками допускаются исключительно обученные животные. Причем это должны быть собаки со специфическим темпераментом.

– Собаки должны не только четко исполнять инструкции кинолога, например, не гавкать без команды, но и быть спокойными. Те, которые крутятся как юла, могут напугать ребенка, – сообщила Яна.

В проекте из пород превалировали лабрадоры, но были и собаки других пород – шелти, самоедская лайка, мопс и др. Конечно, терапевтами могут быть собаки разных пород и даже беспородные, главное, чтобы животное было послушным и не проявляло агрессию.

– Из запорожских собак у нас сертификаты получили три лабрадора, спаниель, собака породы самоедская лайка по имени Хиллари. Все они хозяйские собаки, которые имеют все справки от ветеринара, привиты, без каких-либо грибков – потому что иначе собаку не имеют права пускать в детские учреждения.

– Яна, особенным деткам с какими диагнозами показана такая терапия?

– Собаки-лекари могут помочь детям с проблемами опорно-двигательного аппарата, психическими расстройствами, с задержкой развития, аутизмом, с различными страхами. В частности, лечение с помощью животных может помочь детям, у которых есть проблемы со сдерживанием гнева, контролировать свои эмоции и изучить способы эффективного управления гневом. Взаимодействие с животным также предоставляет ребенку широкие возможности для того, чтобы научиться состраданию, терпению, доброте и приобрести навыки общения.

Яна рассказала, что на занятиях у нее была подопечная девочка с ДЦП, которой очень тяжело ходить, поэтому собаку, участвующую в проекте, приводили в отделение реабилитации детей с инвалидностью. Туда же родители привозили и ребенка.

– Там проходили наши занятия во время моего обучения на канистерапевта, – говорит Яна. – Я продумывала ход занятий в зависимости от потребностей ребенка: может, ему нужно провести занятие на тактильные ощущения, а, может, развить моторику. К примеру, ребенок бросает мячик, а собака приносит его назад. У девочки было нарушено кровообращение – пальчики почти ледяные. Но когда она прикоснулась к носику собаки, то ее сложно было оторвать от животного. Она гладила собачку, подзывала к себе, просила дать лапу. То есть мы наблюдали очевидный терапевтический эффект от присутствия собаки. И вовсе не обязательно, чтобы собака умела выполнять какие-то трюки. Ребенок может сесть или лечь на собаку, расчесывать ее, привязывать бантики ей. Задача собачки – быть терпеливой, не огрызаться.38711294_1036930836483002_5237014015271501824_n

Яна рассказала, что по работе часто общается с родителями детей с инвалидностью. К сожалению, большинство таких ребят проводят большую часть жизни дома в четырех стенах, потому что элементарно нет возможности спустить инвалидную коляску во двор. В таких случаях возможно вызвать сертифицированную собачку-терапевта на дом, разнообразить жизнь ребенку.

– Она просто может посидеть возле кровати, где лежит тяжелобольной ребенок. И это будет событие в жизни такого малыша, – говорит Яна.

Слышала истории, когда кинолог и канистерапевт переодевались в клоунов и показывали ребенку цирковое представление с собачкой. Собачка может поиграть с ребенком – если у него нет аллергии на животных.

– Расскажу еще один пример взаимодействия животных с детьми, – продолжает Яна. – Есть мальчик, который начал ходить только в четыре года – у него ДЦП. Мама у него активная, готова на все, лишь бы ребенок развивался, до этого его возили на иппотерапию. Перед занятием с этим ребенком я написала подробный план, что я хочу дать ему, чему научить, какие навыки развить, естественно, с помощью собаки-терапевта, но мальчику оказалось ненужным все то, что я хотела делать. Хотя у него слабое зрение и он плохо ходит, мальчишке нужно было одно – чтобы собака гонялась за ним по залу. Для ребенка это был колоссальный заряд позитива.

Взрослый, даже психолог, никогда не найдет такой подход к ребенку, как животное. Может, и правду говорят, что интеллект собак на уровне трехлетнего ребенка. Тот мальчик как будто друга встретил. Мы в такой ситуации поняли: ребенку надо «выбегаться». Он просто счастлив, что стал на ножки и хочет побегать.

Яна считает, что собаки-терапевты положительно влияют на детей-аутистов, которые очень закрыты в себе.

– Их не все психологи могут вывести из замкнутого состояния, – говорит она. – Все детки что-то лепят или рисуют, а он сидит отдельно. Психологи приловчились предлагать детям с аутизмом монотонную работу, скажем, складывать или перекладывать салфетки. Но это же не развивает человека! А общение с животным – развивает и открывает ребенка.

Я читала, что за границей собаки даже разрешены для работы при госпиталях. Есть такие собаки, которые работают с детьми, близкими к смерти и тяжелыми стариками. Там есть и лечащие кошки. У животных с рождения заложено что-то давать человеку. Это те же психологи, только бессловесные.

Некоторые врачи-поборники чистоты возмущены: антисанитария, у собаки грязные лапы. А, может, проще вытереть после собаки пол лишний раз? Но зато лечебный эффект будет намного лучше, чем от лекарств.

На фото:

Участники проекта «Терапевтические собаки для Украины»