Для многих людей понятие «воскресная школа» вызывает недоумение и разнотолки. Наверняка, вам приходилось слышать разные версии: чем там занимаются дети и взрослые. И все-таки – что же такое «воскресная школа»?

На первый взгляд субботне-воскресные сборы детей и взрослых выглядят как курсы по изучению Библиии молитв.  Но это лишь поверхностное впечатление. А ведь за верхушкой этого айсберга находится основа воспитания человеческих душ. Подробнее об этом рассказал директор одной из старейших воскресных школ Запорожья «Радость моя» (храма св. Петра и Февронии) протоиерей Владимир Гуменюк.

Рисунок19– О. Владимир, какие цели стоят перед воскресными школами? Для чего они нужны?

– В целом задача воскресных школ – восполнить некий пробел, который обычная школа, в силу ее отдаленности от веры,  дать не может. Мы стараемся в первую очередь дать основы знаний Священного Писания, церковных традиций, истории. Поймите, что свечки ставить и поклоны бить – это всего лишь приложение. Мы заполняем нравственный вакуум, который у нас образовался в последнее столетие. Я мало интересовался вопросом воскресных школ до революции 1917 года. Возможно, и не было необходимости в таких школах, потому что программа обычных школ включала в себя преподавание Закона Божия и т. п. Очевидно, были церковно-приходские школы в удаленных местностях. И, видимо на основе традиций их существования в селах, сейчас, когда церкви «разрешили» общественную деятельность, и возникла необходимость восстановления уже современных церковно-приходских школ. Особенное внимание уделяется детям, заполнению их времени. С одной стороны, у них его и так мало, потому что школы достаточно серьезно нагружают обычными домашними заданиями. Но с другой стороны,  мы прекрасно знаем, что сейчас дети довольно часто «теряются» на улицах, в ненужных компаниях. Поэтому мы помогаем родителям заполнить этот вакуум, пытаемся найти нечто среднее:  чтобы дети и имели возможность отдыхать, но и получали хоть малую толику дополнительных сведений. И это не только история и традиции церкви, но и рукоделие, вышивка, лепка, резьба, рисование, музыка, пение, хореография, театр. Это и турпоходы, и различные слеты, как для детей, так и для молодежи.

– Есть ли какая-то общая методика преподавания в воскресных школах? И кто этим занимается?

-Сейчас при епархии существует целый методический отдел. Он периодически собирает всех преподавателей воскресных школ и проводит лекции и интересуется, что и как проходит в воскресных школах. И тем самым собирает то ценное, что отдельные школы находят в своей практике.

DSC_0120– По каким критериям отбираются люди на должности учителей?

– Каждая воскресная школа замкнута, в первую очередь, на настоятеле храма. Или, как в моем случае, на директоре школы. Он подбирает с помощью преподавателей. А методический отдел, как пример еще одной его пользы, может со своей стороны все это корректировать и давать рекомендации священнику по каждой из кандидатур.

Да, действительно, это не обязательно должен быть профессиональный педагог, а в отдельных случаях этого и не требуется. Но все-таки предпочтение мы отдаем профессионалам. Как правило, такие люди сами напрашиваются на эту деятельность. В практике только нашей школы преподавателями работали и профессиональные художники, и вокалисты, работники сценического искусства, преподаватели иностранных языков. Такие люди сами подходят к священнику и говорят: «А давайте?!.» «А давайте!», отвечаем. И так начинают действовать новые направления в рамках отдельно взятой воскресной школы.

– Помимо духовно-нравственных предметов, которые преподаются в воскресных школах, какие еще направления практикуются?

– Как правило, это пение и чтение. А более мирские направления – это, как уже было сказано, рукоделие, как умение что-то делать своими руками, рисование. Кстати о рисовании – практически вся наша школа увешана рисунками детей. Огромнейший вклад в это в свое время внесла профессиональный художник, мастер петриковской росписи Тамара Александровна Горелова. Несколько возрастных потоков научились у нее этому мастерству.

Следующее направление – туризм. Как правило, в основе лежит физическая подготовка, закалка плюс общение с природой напрямую. В этом году пытаемся еще внедрить параллельно с туризмом знакомство детей с природной аптекой. Немаловажным является для юных путешественников и знания основ первой медицинской помощи вдали от города и цивилизации. И все эти дисциплины находятся сейчас в разработках.Фото 06

– Как много бывших учащихся вашей школы связали свою жизнь в дальнейшем со служением в церкви?

– За время моего директорства священнослужителями стали только 3 человека. Поэтому могу сказать, что воскресная школа вообще не ставит перед собой цель воспитания будущих священников. Наша цель – дать общее понимание того, во что мы верим. Понимание основ морали и нравственности, но которых базируется вера. Свечки мы их ставить не учим, но понятиям и основам добра, любви и веры – это первоосновная задача любой воскресной школы. А оценки за знания в этих вопросах нашим ученикам ставят их же души.

Алексей Усатов