Совсем скоро в школах прозвенит первый звонок, и ученики сядут за парты. Для кого-то это будет в первый раз, для кого-то — очередной или выпускной год. «ЗС» рассказывает о том, как подготовить первоклассников к школьным будням, чтобы они могли адаптироваться и настроиться на учебный процесс, а рекомендации родителям дает семейный психолог, арт-терапевт Ольга Гаркавец.

Небольшое отступление. При подготовке этого материала вспомнилось, как еще 14 лет назад мы с 6-летним сыном проходили тесты в учебные заведения. Это было настоящее испытание не только для ребёнка, но и для меня. Имея педагогическое образование, я занималась с ним с самого рождения по продвинутым методикам — в итоге читать он научился в 2,5 года, в три — самостоятельно штудировал детские книжки, решал примеры в пределах ста. С этого же возраста изучал языки — украинский, английский, немецкий, ходил на занятия по подготовке к школе наравне с 5-6-летками, где они еще только учили буквы, звуки и схемы слов, перед тем, как начать складывать слоги.

Однако не во все развивающие группы его принимали, мотивируя отказ тем, что ребенок еще мал по возрасту, приходилось договариваться. Таких групп было несколько, и в одну из них при поступлении сын сдавал тесты. Было интересно наблюдать, когда мальчику, умеющему решать задачи на сложение и вычитание в пределах ста, психолог показывал палец и задавал вопрос: «Сколько ты видишь пальцев?». Сын смотрел на него в недоумении, сомневаясь в адекватности взрослого, это было, скорее, похоже на проверку зрения. Или когда его просили прочитать: «Ма-ма мы-ла ра-му». Но пока искали текст, сидя напротив, малыш читал книжки преподавателя, даже вверх ногами. Психолог тогда отчитала меня за то, что ребенок слишком много знает, что я его «загрузила» знаниями, и ему будет не интересно учиться в школе. В наказание за умность отказала, не приняв его в развивающую группу.

В то время мы уделяли внимание не только чтению, языкам и математике. Малыш посещал бассейн, каждую неделю ходил в кукольный театр на представления, в цирк, посещал детские праздники, участвовал и побеждал в различных конкурсах, ходил на рисование. Когда пришло время поступать в школу, решили отдать его с шести лет.  Поскольку учиться он очень хотел, ему было все интересно, а знания и подготовка, как нам казалось, были на достаточно хорошем уровне. Определить планировали в гимназию или профильную школу. Но пройдя муки ада по тестам, полностью разочаровались в этой идее.

В одной специализированной школе сыну стало плохо прямо во время экзамена — его стошнило. Не приняли. В другой — тестами брали «на измор», водили по кабинетам, продолжительность испытаний была такой, что ожидая ребенка в коридоре, у меня самой сдавали нервы. Когда его, совсем бледного, вывели из очередного кабинета и сказали перейти в другой класс для теста по английскому, мне стало жаль дитя — мы развернулись и ушли. Всю дорогу ребенок просил «полежать на скамеечке», отдохнуть.

В итоге решили идти в обычную школу с семи лет. Не жалеем. У школы был договор с одним из вузов, и из старших классов сын плавно перешел в колледж, потом — в вуз. И после этого я задаю себе вопрос: а насколько эти тесты в элитных школах вообще оправданы? Ведь тесты нужны для того, чтобы узнать уровень подготовки детей, чтобы распределить их равномерно по классам. Или, быть может, нужно тестировать родителей на уровень наполняемости их кошельков?

Тестировали детей и раньше, тестируют и сейчас. В Запорожье есть ряд элитных и самых обыкновенных учебных заведений, куда принимают ребят с разным уровнем подготовки психологической и интеллектуальной, а также с учетом финансовых возможностей родителей. И, несмотря на то, куда определят ребенка, его нужно психологически подготовить к учебе, и все это ложится на плечи родителей. Психолог Ольга Гаркавец рассказала, на что следует обратить внимание и как помочь будущим первоклассникам.

Ольга Гаркавец

— Ольга, на ваш взгляд, сколько нужно времени для подготовки ребенка к школе?

— Если родители задумали дать ребенку блестящее образование и воспитать его как самодостаточную творческую личность, и у них есть для этого все возможности, то начинать готовить его нужно с рождения. Это не значит сразу учить буквы и цифры, речь идет о всестороннем развитии и благоприятной эмоциональной атмосфере в семье. При условии нормального развития ребенка, для подготовки к обычной школе достаточно года. Уровень образования в различных учебных заведениях не одинаков, и требования к поступающим в первый класс детям разные. Как правило, в обычной школе проводят формальное тестирование и, несмотря на результаты, принимают. В элитной гимназии требуют знания английского языка, математики и пр.

— При подготовке к школе нужно ли нанимать репетиторов?

— Нанимать репетиторов можно, и родители часто именно так и поступают. Кроме того, они сами занимаются с ребенком. Это правильно, но только при условии, если малыш будет социально адаптирован и физически здоров, потому что учебная нагрузка может сыграть роковую роль: ребенок может надорваться и охладеть к обучению.

— Обязательно ли учить ребенка читать перед школой?

— Когда-то давно, еще во времена наших родителей, а то и нас самих, считать, читать и писать учили уже непосредственно в школе — дети учили буквы, складывали слоги, запоминали цифры. Сейчас же во многих школах требуют, чтобы ребенок при поступлении уже умел читать. Скорость чтения регулярно проверяют, она существенно влияет на успеваемость — ребенок, который быстро читает, может за урок сделать больше заданий, соответственно, лучше усвоит материал. Вот и решайте — учить или не учить. Я рекомендую все же заранее подготовиться к школе, но подходить к этому нужно с умом, используя современные методики, и в игровой форме, не насилуя ребенка монотонным скучным чтением.

— Назовите основные критерии, которые определяют готовность ребенка к школе.

— Необходим определенныйуровеньинтеллектуального развития. Ребенок должен иметь хороший запас знаний,  представление об окружающем мире, ориентироваться в нем. Здесь очень важно не заучивание информации, а наличие логического мышления, развитие памяти и психики.   

Ребенок должен бытьфизически здоров, часто болеющие дети могут отставать по программе. Кроме того, важна психологическая и эмоциональная готовность — хорошее состояние нервной системы, психическая стабильность, желание идти в школу. Наличие желания — огромный стимул для учебы.

Также нужна социальная адаптация — способность к общению со сверстниками и учителями. Ребенок должен уметь слушать, быть внимательным. Он может обладать высоким интеллектуальным уровнем, но быть не подготовленным социально.

— Может ли так произойти, что ребенка протестировали и не приняли в школу? Что в таких случаях делать родителям?

— Бывает так, что родители уверены в своем чаде и желают его отдать в определенное учебное заведение, а ему отказали в приеме. Очень важно держать руку на пульсе все время, т. е. заранее узнать требования данной школы, и возможно, будут нужны регулярные занятия перед тестированием. Если в школе есть подготовительные курсы, для ребенка будет полезно посещать их. Таким образом будущий первоклашка будет изучать все то, что требуют именно в этой школе.

Во многих лицеях нашего города детей, которые посещают курсы, тестируют прямо во время регулярных групповых занятий. Это позволяет снизить детскую тревожность, и, соответственно, ребенок выполняет задания в привычной обстановке, вместе со всем коллективом. Такая форма тестирования помогает детям избежать стресса, ведь не секрет, что многие ребята в присутствии родителей замыкаются, боятся сказать или написать что-то не так.

При поступлении в обычную школу, как правило, проводят собеседование, которое помогает узнать уровень подготовки, чтобы равномерно распределить учеников по классам.

Ольга, до начала учебного года осталось две недели. Нужно ли сейчас активно заниматься чтением, математикой или стоит замедлить темп, отдохнуть и набраться сил?

— Я рекомендую замедлить темп жизни в семье, вне зависимости от того, насколько подготовлен будущий школьник. За две недели ребенок уже не научится бегло читать и решать задачки — что сделано, то сделано. Все остальное оставьте для школы.

— Что бы вы порекомендовали родителям?

— По вечерам можно в домашнем кругу читать друг другу, обсуждать прочитанное — это всегда увлекательно, никакой муштры. Побольше общайтесь в этот период с ребенком, ведь он, скорее всего, волнуется, хотя не всегда показывает это. Постарайтесь в эти две недели избегать слишком эмоциональных событий и праздников, дайте возможность нервной системе ребенка привыкнуть к новой жизни. Можно рассказать о своей школьной жизни, учителях, показать детские фотографии. Составьте вместе режим дня, который будет установлен с первого сентября, и постарайтесь начать его соблюдать уже сейчас, чтобы потом было легче адаптироваться.

— Иногда родители, готовя ребенка к школе, совершают ошибки. Расскажите об основных, с которыми вам приходилось сталкиваться.

— Ошибки действительно есть. Я расскажу, чего не стоит делать. Не нужно постоянно повторять, что ваш ребенок уже взрослый, ведь не многие дети хотят расставаться с детством. Не стоит говорить, что теперь у него будет совсем другая жизнь — это пугает. Также

не рекомендую резко менять свои требования. Хочу отметить, что родителям не надо пытаться стимулировать малыша с помощью обещаний: будешь хорошо учиться — купим игрушку, пойдешь в школу — будет красивая форма. Ребенку должны быть интересны школьные предметы и новые друзья.

Эти две недели — прекрасная возможность морально подготовить ребенка и подготовиться самим к школьной жизни. Желаю всем будущим первоклашкам ярких позитивных эмоций, хорошего настроения, желания учиться, открывать для себя новые знания, а родителям — терпения и понимания!

Беседовала Александра БУДИЛКА