Пишу эти строки с одной целью: люди должны понять, что возврата к бесплатной медицине советских времен не будет. У нас не только другая страна. Строй в этой стране принципиально другой. А переходный период, который мы проходим с нашим украинским менталитетом, затянулся. И бьет он больнее всего в те места, которые старшее поколение привыкло считать бесплатным: здравоохранение и образование.

Ярослав Сухый

“…Все, кто имеет постоянную работу на основании трудового договора, согласно Закону о социальном страховании от 13 октября 1998 года, невзирая на их национальную принадлежность, подлежат страхованию Национальным фондом здравоохранения.
Работодатель обязан уплачивать взносы на социальное страхование за всех работников в период действия трудового договора до момента его расторжения или прекращения срока действия. После расторжения трудового договора страхованием занимается Управление социального страхования.
В государственную систему входят поликлиники и больницы, также действуют частные медицинские учреждения. Частные консультационные кабинеты врачей практически всех специальностей распространены во всех городах страны. Кроме того, существуют и клиники, где производятся платные специализированные процедуры и операции.
При отсутствии страхового полиса медицинское обслуживание платное. Но вы обязательно получите первую медицинскую помощь и помощь в чрезвычайных ситуациях абсолютно бесплатно. Также вам придется оплатить вызов скорой помощи при условии, если его сочтут необоснованным.
Дежурные аптеки работают круглосуточно, но большинство лекарств отпускается только по рецепту.
Для того, чтобы обратиться в государственное медицинское учреждение, застрахованный пациент обязан предъявить страховой полис, а потом в обязательном порядке посетить “врача первого контакта” (терапевта), который принимает решение о направлении больного к врачам-специалистам”.
Это – не об Украине. Это о нашей соседке – Польше. Когда там поняли, во что может обернуться медицинское обслуживание после смены строя, не “отрезали по кусочку” привычное и полякам бесплатное медицинское обслуживание. Они взяли и резко перевели всю медицину на страхование. Конечно, была масса недовольных и перепуганных людей. Но в Польше вообще все делали по-хирургически, все реформы. Наши туристы в конце 80-х с недоумением наблюдали, как польская пани покупала 2 яйца, 20 г масла и картофель на штуки. Трудно было полякам? Не то слово. Зато недолго. Они свои реформы преодолели на скором поезде. А мы – на дрезине по узкоколейке.
Я с медицинским страхованием, точнее, с проектами закона о нем “общаюсь” более 10 лет. Когда вносил его в парламент, надеялся: коллеги меня поймут. Все ведь бывают в округах, знают, что не по карману стало получить медицинскую помощь. Та материальная база, о кадрах не говорю, что осталась после СССР, обносилась до крайности. Было время, в больницу тяжелобольного везли со своей подушкой и одеялом. Потом к этому привыкли. А вот к стоимости лечения привыкнуть не получится никогда. Если бы государственное медицинское страхование имело статус закона (а оно не имеет  “благодаря” коммунистам, провалившим этот закон в 2003 году), сегодня у нас была бы совершенно другая картина. Во всяком случае, похожая на польскую.
Я сейчас ставлю себе в вину то, что не выступал перед людьми, перед избирателями с объяснением сути государственного медицинского страхования. Но теперь при малейшем случае буду громко и внятно рассказывать, что мы можем получить, если абсолютно все будут с медицинской страховкой на руках. Вы только представьте: каждый гражданин будет иметь страховой полис. Показав его в больнице или поликлинике, человек не будет ломать голову, где взять, у кого занять деньги на лечение.
Сама система государственного медицинского страхования – это совокупность отчислений в ее фонд. В процентном отношении надо еще поточнее посчитать. Но в содержании это должно выглядеть так: работодатель ежемесячно в обязательном порядке отчисляет в государственный страховой фонд фиксированный и единый для всех процент от зарплаты. А за детей и неработающих пенсионеров должны заплатить местные органы власти. Принцип примерно такой. Согласен, что какие-то нюансы еще надо утрясать, приводить к общему знаменателю. Но если мы не пойдем на это сейчас, потом уже не надо будет идти – тех, кто нуждается в медицинской страховке, может просто не быть на этом свете.
Страшилка, говорите? Нет, дорогие мои! Это – реальность. С которой я сталкиваюсь на каждом приеме. Здоровье у людей такое никудышнее, что болеют и стар, млад. Львиную долю болезней можно вылечить, но не бесплатно. Значит, сегодня те, у кого кошелек заполнен только средней зарплатой, обречен, случись серьезная операция или болезнь.
Может быть, кто-то скажет: “Ну и зачем ты, народный депутат, это говоришь нам? Ты в Верховной Раде объясняй и растолковывай”.
Я отвечу: а кто пришел в Верховную Раду? Они, что, понимают в такой реформе, как медицинское страхование? Вообще, что они могут предложить? Но не я же голосовал за тех, кто бузит и блокирует трибуну, для кого медицина начинается и заканчивается в одной из палат (или душевой) харьковской больницы.
Это я к тому, что будут следующие выборы, не важно, когда именно, но будут. В народные депутаты проходят те, кто набрал больше голосов избирателей. Так стоит почитать их программу, послушать и поспрашивать, что они обещают, прежде чем ставить птичку напротив понравившейся фамилии.

Ярослав Сухый,
народный депутат Украины