Общеизвестно, что исход Второй Мировой войны был во многом предрешен величайшим танковым сражением на Курской дуге. Сейчас танки отступили на второй план страны воюют автомобилями, потому что автомобиль – это сконцентированный экономический результат. Это ВВП, технология, рабочие места, поступления в госбюджет, социальная стабильность и еще много чего.

 

В странах, проигрывающих автомобильные войны, гибнут такие некогда мощные и процветающие города, как Детройт, который когда-то считали автомобильной столицей мира. Что уж говорить в сравнении с ними о таких, как Запорожье? К сожалению, автомобильные сражения не обошли и Украину.

Хронология событий

1 июля 2012 года Россия ввела утилизационный сбор на импортные авто. Идея утилизационного сбора с производителей состоит в том, что государство заранее берет средства с компании-продавца за то, что через много лет автомобиль будет безопасно для экологии переработан в сырье для вторичного использования. Причем, с импортеров он взымался деньгами, а своим производителям (“АвтоВАЗ”, “КАМАЗ”, группа “ГАЗ” и Sollers) давалась возможность не платить, а просто взять на себя обязательство, когда-то переработать во вторсырье свои старые автомобили. По подсчетам экспертов, такой шаг дал скрытую дотацию российским автопроизводителям в 15 млрд. рублей (468 млн. долл.) за год своего действия. Размеры сбора для новых легковых машин в РФ сейчас составляют 17,2–110 тысяч рублей (530 – 3 430 долл.), для новых легких коммерческих автомобилей – от 75 тысяч до 450 тысяч рублей (2 340 – 14 060 долл.), для подержанных – от 132 тысяч до 1,7 млн (4 120 – 53 120 долл.).
В результате в 2013 году на 38 % вырос экспорт автомобилей из РФ, т.е россиянам удалось достаточно хорошо поддержать свое производство.
13 апреля 2013 года правительство Украины ввело специальные пошлины на ввоз легковых машин с бензиновыми двигателями объемом 1,0–2,2 литра. К ранее действовавшей 10-процентной пошлине сроком на три года введены надбавки в 6,46 % для автомашин с моторами 1,0–1,5 литра и 12,95 % для иномарок с двигателями 1,5–2,2 литра.
В мае 2013 года импорт авто в Украину сильно сократился, так как дилеры заранее закупили машин на 4 месяца вперед.
1 июля 2013 года, под давлением ЕС, РФ собиралась и обещала ввести утилизационный сбор и для авто, произведенных в России, чтобы выровнять конкурентную ситуацию. Однако позже РФ перенесла этот шаг на 1 октября.
18 июня 2013 года звучит заявление Таможенного Союза, о решимости подать в суд на Украину для отмены ею своего утилизационного сбора с импортных авто, введенного 13 апреля 2013 года.
4 июля 2013 года Верховная Рада приняла Законы Украины “Про утилізацію транспортних засобів” и “Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо сплати екологічного податку за утилізацію знятих з експлуатації транспортних засобів та вдосконалення деяких податкових норм”.
11 июля 2013 года принято постановление Кабмина “Про внесення змін до Порядку визначення товарів, що ввозяться на митну територію України для використання у промисловому виробництві моторних транспортних засобів”
Но и это не все. На очереди – принятие более глобального Закона Украины о государственной поддержке отечественного автомобилестроения.

Наши потери

Как видим, в последние месяцы парламент и правительство Украины прибегли к серьезным контрмерам по отношению к агрессивным экспортерам. Чем это вызвано? Несколько цифр.
Если в 2008 году внутренняя потребность в новых легковых автомобилях удовлетворялась импортными поставками на 49 %, то в 2012 году – на 88 %.
В 2012 году в Украину импортировано автомобилей на общую сумму 4,4 млрд. долларов США, а на экспорт поставлено только на сумму 346 млн. долларов США. Таким образом, отрицательное сальдо внешней торговли автотранспортными средствами за год составило около 4 млн. долларов США.
Продажа украинских автомобилей сокращается и как следствие, средняя загруженность автозаводов в 2012 году не превышала 20 %, а количество работников сократилась в сравнении с 2008 годом в 2 раза, возросла себестоимость продукции, произошло уменьшение общей прибыли предприятий отрасли.
Кроме того, отечественный автомобильный парк серьезно устарел. Так, 60 % парка составляют авто старше 10 лет, 30 % –старше 25 лет.
Производство автомобилей в Украине
за 6 месяцев 2013 года
        2013.   6 мес.     % к 2012
Легковые     17 200       46,1
Автобусы     885            57,8
Грузовые     732            43,3        
Данные Госкомстата

Здесь не лишним будет комментарий председателя правления ПАО “ЗАЗ” Сергея Филипенко:
– Запорожский автомобилестроительный завод вынужден реагировать на изменение условий экпорта сокращением объемов производства. Так, в связи с введением утилизационного сбора в РФ и отсутствием аналогичных действий в Украине количество экспортируемых в Россию автомобилей изменилось следующим образом: план 2012 года составлял 36 991 автомобиль, фактически было отгружено 17476 автомобилей, отклонение составило 19 515 авто.
В 2013 году в условиях уже действующего утилизационного сбора в РФ и отсутствия аналогичных мер в Украине Запорожский автозавод потерял около половины возможного объема производства. При этом следует учесть, что в модельном ряду ЗАЗ представлены достаточно свежие модели Forza и Vida, и можно было бы рассчитывать на положительную тенденцию продаж на российском рынке.
Данная информация в очередной раз свидетельствует о необходимости срочных законодательных действий на государственном уровне, которые обеспечили бы поддержку украинских автомобилестроителей и соответственно – защиту государственных интересов.
Добавим: в результате введенного РФ сбора, за пять месяцев 2013 года продажи автомобилей ZAZ упали в России на 67 % до 1641 машин. Снижение реализации автомобилей Bogdan составило 65 % – до 1186 единиц.

Партизанщина вторичного рынка

Недавно в эфире одного центрального телеканала прелестная девушка сказала: “Какой дурак сейчас покупает автомобиль в Украине? Все везут их из Польши!”
Стоимость автомобилей на вторичном рынке Украины в два-три раза превышает цену аналогов в соседних странах. Так, например, Skoda Octavia в Польше можно приобрести почти вдвое дешевле, чем в нашей стране, а Lanos там продается более чем в шесть раз дешевле. Об этом сообщают аналитики сайта частных объявлений Slando, исследовавшие стоимость подержанных автомобилей в Украине, Венгрии, Польше, Румынии и Болгарии.
Для сравнения цен аналитики отобрали три “народных” автомобиля: Skoda Octavia 1.6 FSI 2004–2006 годов выпуска с пробегом 80–120 тыс. км, Daewoo Lanos 1.5 SE 2000–2002 годов, “отходивший” 300–400 тыс. км., а также Volkswagen Golf 1.6 FSI 2006 года с пробегом до 100 тыс. км. Поиск предложений происходил на сайтах бесплатных объявлений Slando.ua, Aprod.hu, Tablica.pl, Mercador.ro и Prodavalnik.com.

Результаты оказались следующими:
    Венгрия    Польша    Румыния    Болгария    Украина
Octavia
1.6 FSI    $6 800    $7 500    $6 000    $5 500    $12 000
Lanos
1.5 SE    $1 700    $800    $1 600    $1 500    $5 000
VW Golf
1.6 FSI    $7 000    $7 500    $5 600    $6 500    $13 500

Для сравнения отбирались автомобили в одинаковых комплектациях и в хорошем техническом состоянии.
Как видно из сравнения, в Украине цены на подержанные автомобили завышены минимум в два раза. При этом некоторые машины в соседних странах можно купить более чем в шесть раз дешевле!
Странами с одними из самых низких цен на авто оказались Болгария и Румыния, а вот за исключением “рухляди”, стоимость машин в Польше выше, чем у “соседей”.
По данным аналитиков Slando, средний возраст подержанных авто на вторичном рынке Украины составляет 14 лет. Средняя цена – $8,5 тыс. Самые популярные бренды – ВАЗ, Daewoo и Volkswagen, а модели – Daewoo Lanos, Chevrolet Aveo и ВАЗ 21099.

Контрнаступление с помощью союзников

Итак, по данным Ассоциации “Укравтопром”, в Украине импорт автомобилей доходит до 90 %. Для сравнения – в Южной Корее, когда аналогичный импорт составил всего лишь 10 %, правительство инициировало спецрасследование деятельности компаний Ауди, БМВ и других автогигантов на территории Кореи, чтобы защитить свой автопром. Что же у нас?
Украина в связи с падением объемов автопроизводства присоединилась к консультациям, инициированным Европейским Союзом в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), по вопросу утилизационного сбора на автомобили в России, сообщил глава Минэкономразвития Игорь Прасолов:
“Мы как страна, которая соблюдает правила ВТО, и при этом всеми имеющимися законными способами защищает интересы наших товаропроизводителей, нашей автопромышленности, конечно же, заинтересованы в том, чтобы этот вопрос был как можно скорее решен, дабы наши легковые машины могли попадать на рынок России, Белоруссии и Казахстана”.
Согласно данным на сайте ВТО, Евросоюз 9 июля подал запрос на консультации с РФ в связи с ущербом, который нанесло решение об утилизационном сборе европейским производителем, оставив за собой право прибегнуть и к другим мерам. К настоящему времени о намерении присоединиться к консультациям с РФ официально заявили также США, Китай, Япония и Турция.
Украина, в свою очередь, в рамках ВТО также получила претензии от ЕС, Турции, США, Южной Кореи и Японии в связи с введенными с 13 апреля этого года специальными пошлинами, о которых говорилось выше.
Говорили мы и о принятом 4 июля утилизационном налоге, величина которого для конкретного транспортного средства (ТС) рассчитывается с учетом базовых ставок и корректирующих коэффициентов, привязанных к объему двигателя и в зависимости от того, новое ТС или подержанное. Базовая ставка налога для легковых автомобилей – 5,5 тыс. грн, для других ТС (автобусы, грузовые, грузопассажирские автомобили или спецавтомобили) – 11 тыс. грн. При этом отечественные производители с циклом сварки освобождаются от его уплаты под гарантии создания утилизационных мощностей.
Очень хорошо, что у Украины в деле отстаивания своих интересов в области автопрома в рамках ВТО сегодня есть такие союзники как США, Япония, ЕС. Это дает уверенность в том, что вскоре поставки украинских автомобилей в Россию возобновятся. Препятствие в виде утилизационного сбора, действующего в РФ, может быть отменено.
Между тем, неприятная история с утилизационным сбором в РФ – это значимый повод для отечественных автопроизводителей и правительства задуматься над расширением рынка сбыта украинских автомобилей в других странах. Ведь российская доля нашего экспорта очень велика, и это часто создает проблемы, когда при споре вокруг поставок одного товара, вводятся санкции против поставок другого.
Не нужно опасаться того, что наши усилия по отстаиванию своих интересов в области поставок автомобилей в Таможенный союз как-то повредят нашим стратегическим отношениям с Россией. Торговые споры были и будут всегда, и они могут достигать очень большого накала. Но эта напряженность никогда не будет мешать Украине сотрудничать с Россией по большому количеству других направлений, где есть полное взаимопонимание и общность интересов.
Шаг Кабмина по введению спецпошлин на импорт автомобилей полностью соответствует правилам Всемирной торговой организации (ВТО), так как при сильном падении производства внутри страны государство имеет право задействовать механизмы защиты внутреннего производства от давления зарубежных конкурентов. Падение производства за 6 месяцев 2013 года легковых автомобилей на 46,1 %, автобусов на 57,8 %, грузовиков на 43,3 % – это более чем весомая причина для защиты своих предприятий.

P.S. Вчера стало известно, что Еврокомиссия одобрила план помощи второму крупнейшему автопроизводителю в Европе концерну PSA Peugeot на 7 млрд евро со стороны правительства Франции. Между тем, по итогам 2012 года компания отчиталась об убытках в 5 млрд евро, а в 2013 году ежемесячные потери концерна составляли до 100 млн евро. Концерн PSA Peugeot владеет автомобильными марками Peugeot и Citroen.

Сергей Привалов